МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 ноября 2023 года N 624н

Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы - программы профессиональной переподготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" (со сроком освоения 504 академических часа)



В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктом 5.5.2_1 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608,

приказываю:

Утвердить примерную дополнительную профессиональную программу - программу профессиональной переподготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" (со сроком освоения 504 академических часа) согласно приложению к настоящему приказу.

.

Министр
М.А.Мурашко



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

20 декабря 2023 года,

регистрационный N 76497

     

     

          Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 23 ноября 2023 года N 624н

     

Примерная дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" (со сроком освоения 504 академических часа)

     

I. Общие положения

1. Примерная дополнительная профессиональная программа устанавливает требования к программе профессиональной переподготовки врачей по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" (далее - Программа), которая направлена на приобретение новой квалификации.

________________

Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-Ф3).


Трудоемкость освоения - 504 академических часа.

Основными компонентами Программы являются:

- общие положения, включающие цель обучения;

- планируемые результаты обучения;

- примерный учебный план;

- примерный календарный учебный график;

- примерное содержание учебных модулей программы;

- организационно-педагогические и иные условия реализации;

- требования к аттестации;

- примеры оценочных материалов.

________________

Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) (далее - приказ Минобрнауки России N 499).

2. Программа реализуется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье и дополнительным профессиональным программам (далее - организации), и направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественное расширение области их знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении нового вида профессиональной деятельности по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".

На обучение по Программе могут быть зачислены лица, имеющие образование, соответствующее квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, имеющие действующий сертификат специалиста или пройденную в соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" аккредитацию специалиста по одной из специальностей укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина" или "Науки о здоровье и профилактическая медицина" (далее - обучающиеся).

________________

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 г. N 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2023 г., регистрационный N 73677).

3. Программа разработана на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации), профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья", Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
________________
     
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2022 г. N 97 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2022 г., регистрационный N 67695) с изменением, внесенным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 июля 2022 г. N 662 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 октября 2022 г., регистрационный N 70414).
     
      Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. N 768н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2017 г., регистрационный N 49047).
     
      Приказ Минобрнауки России N 499.
     
     

4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом. Структурной единицей учебного модуля является раздел. Каждый раздел подразделяется на темы.

В учебном модуле каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела, на втором - код темы. Кодировка вносит определенный порядок в перечень учебных модулей, разделов и тем Программы, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы в учебно-методическом комплексе.

5. Для формирования практических навыков в Программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).

ОСК состоит из двух компонентов:

1) направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;

2) направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.

6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".

7. Примерный учебный план определяет состав учебных модулей, разделов с указанием их трудоемкости, последовательности освоения, устанавливает формы организации учебного процесса, конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

Срок обучения по Программе (вне зависимости от применяемых образовательных технологий), включая прохождение итоговой аттестации, составляет 504 академических часа. Обучение может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

Количество академических часов, отведенных на лекции, составляет не более 30% от общей трудоемкости Программы.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при освоении Программы составляет 36 академических часов в неделю.

8. Организационно-педагогические и иные условия реализации Программы включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям в соответствии с локальными нормативными актами организации;

б) материально-техническую базу, обеспечивающую возможность реализации всех форм организации учебного процесса;

в) наличие индивидуального неограниченного доступа обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;

г) наличие лицензионного программного обеспечения и образовательной платформы;

д) кадровое обеспечение;

е) финансовое обеспечение.

9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье". Содержание стажировки определяется организациями.

________________

Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.

10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

________________

Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ.


Обучение в очной форме должно составлять не менее 50% от общего объема времени, отводимого на реализацию учебных модулей.

Реализация практической подготовки и проведение итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения не допускается.

11. Программа может реализовываться организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

________________

Статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ.

12. В Программе содержатся требования к текущему контролю, промежуточной аттестации и итоговой аттестации.

Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке.

________________

Часть 15 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.

II. Планируемые результаты обучения

13. Программа устанавливает общепрофессиональные компетенции (далее - ОПК) и индикаторы их достижения:

Код и наименование ОПК

Код и наименование индикатора достижения ОПК

ОПК-1. Способен применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан с использованием основных медико-статистических показателей и информационно-коммуникационных технологий

ОПК-1.1. Знает и применяет в своей профессиональной деятельности нормы законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в том числе при организации медицинской деятельности.

ОПК-1.2. Умеет анализировать медико-социальные характеристики демографических процессов и показатели заболеваемости населения, рассчитывать потребность населения в медицинской помощи.

ОПК-1.3. Умеет планировать и оценивать показатели деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений с позиции системного подхода.

ОПК-1.4. Умеет организовывать документационное обеспечение управления в медицинской организации, в том числе с использованием специализированных информационных систем, в соответствии с законодательством в области информационной безопасности и защиты персональных данных.

ОПК-2. Способен разрабатывать, внедрять и совершенствовать системы менеджмента качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации

ОПК-2.1. Знает нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности.

ОПК-2.2. Знает теоретические основы управления качеством и умеет применять в деятельности медицинской организации на основе положения международных и национальных стандартов в области систем менеджмента качества.

ОПК-2.3. Умеет организовывать и проводить внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, а также оценивать качество оказания медицинской помощи.

14. Программа устанавливает профессиональные компетенции (далее - ПК) и индикаторы их достижения:

Код и наименование ПК

Код и наименование индикатора достижения ПК

ПК-1. Способен осуществлять организационно-управленческую деятельность в медицинской организации и/или ее структурном подразделении

ПК-1.1. Знает и умеет применять принципы организации охраны здоровья населения при управлении деятельностью медицинской организации.

ПК-1.2. Знает принципы оценки рисков и управления изменениями в медицинской организации.

ПК-1.3. Знает основы управления проектной деятельностью в здравоохранении и умеет их использовать.

ПК-2. Способен управлять кадровыми, финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами медицинской организации

ПК-2.1. Знает принципы обеспечения ресурсами медицинской организации и умеет эффективно управлять их использованием.

ПК-2.2. Знает методики расчета потребности и оценки показателей эффективности использования ресурсов медицинской организации.

ПК-2.3. Знает источники, формы и виды финансирования в здравоохранении.

ПК-2.4. Знает основные направления и технологии проведения маркетингового исследования для организации оказания медицинской помощи населению.

ПК-3. Способен к организационному лидерству и командообразованию

ПК-3.1. Знает методы и технологии эффективной внутренней и внешней коммуникации и умеет использовать их при осуществлении профессиональной управленческой деятельности.

ПК-3.2. Знает принципы ситуационного лидерства и умеет управлять командным взаимодействием с позиций формирования корпоративных ценностей и культуры медицинской организации.

ПК-3.3. Умеет осуществлять профилактику и предупреждение конфликтных ситуаций, а также конструктивно разрешать конфликты.

ПК-4. Способен оказывать медицинскую помощи в экстренной форме

ПК-4.1. Владеет методиками сбора жалоб и анамнеза у пациента (его законных представителей), физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания и правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации.

ПК-4.2. Умеет выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания.

ПК-4.3. Умеет оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), и применять лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»