ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 декабря 2023 года N 3550-р

стратегическом направлении в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года]

(с изменениями на 21 октября 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2024 года N 2963-р.

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года.

2. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 11 декабря 2023 года N 3550-р



Стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года

(с изменениями на 21 октября 2024 года)



I. Общие положения

1. Основание


Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации.

Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года (далее - стратегическое направление) являются:

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2024 года N 2963-р. - См. предыдущую редакцию)

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 231 "О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 608-р;

перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденный Президентом Российской Федерации 1 сентября 2022 г. N Пр-1553;

перечень поручений по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" 23-24 ноября 2022 г., утвержденный Президентом Российской Федерации 29 января 2023 г. N Пр-172;

план мероприятий по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.

2. Период действия стратегического направления


Стратегическое направление действует до 2030 года и поэтапно охватывает проекты, относящиеся к отрасли культуры.

Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.

Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:

итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);

актуализация перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);

предложения Министерства культуры Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз культурному и историческому суверенитету, национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов;

поручения Правительства Российской Федерации.

3. Паспорт стратегического направления

Наименование

-

стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры до 2030 года

Сроки реализации

-

до 2030 года

Цели

-

достижение высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры, обеспечение удобства, доступности и эффективности использования культурных ценностей в цифровом формате;

разработка и внедрение единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе государственных данных

Целевое состояние

-

сохранение информации о билете, удостоверяющем право посетителя на посещение культурного мероприятия (далее - билет), в реестре системы;

отслеживание всего жизненного цикла билета от создания анонса мероприятия до гашения билета и прохода на мероприятие;

при нахождении в любом субъекте Российской Федерации гражданин имеет возможность беспрепятственно посетить библиотеку и (или) воспользоваться ее сервисами офлайн или онлайн;

комплектование библиотек производится в зависимости от потребностей читателей;

производится формирование портфолио "профессионала отрасли" в сфере культуры (от детских школ искусств и культурно-досуговых учреждений до повышения квалификации);

получение актуальной и оперативной обратной связи от посетителей культурных мероприятий;

функционирование единой платформы создания и агрегации контента, в которой производится идентификация пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" для регионов;

продвижение мероприятий между регионами производится с использованием модуля организации гастролей ("Биржа гастролей");

обогащение цифрового культурного профиля гражданина;

функционирование единой платформы агрегации и обработки с использованием искусственного интеллекта и генерации персонализированных предложений;

использование итерационной модели проектирования архитектуры цифровых сервисов отрасли культуры;

исключение дублирования функциональности в информационных системах и сервисах за счет повторного использования компонентов единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа ТосТех");

-

ввод и сбор данных производится из единого источника для обеспечения актуальности, целостности данных и безопасности систем;

создание, развитие и эксплуатация сервисов и проекты стратегического направления производятся в рамках домена "Культура"

Индикаторы цифровой трансформации отрасли

-

доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах;

доля посетителей культурных мероприятий, имеющих цифровой культурный профиль;

количество регионов, использующих типовое облачное решение "Культурный регион";

доля посетителей культурных мероприятий, использующих интерактивные культурные помощники;

количество сервисов домена "Культура", запущенных в эксплуатацию

Перечень ответственных исполнителей, соисполнителей, участников разработки, экспертизы и реализации стратегического направления

-

Министерство культуры Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и в сфере охраны объектов культурного наследия;

автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика";

федеральное казенное учреждение "Государственные технологии";

экспертные организации



II. Приоритеты, цели, задачи стратегического направления

1. Приоритеты


Приоритетами стратегического направления являются:

увеличение доступности культурных ценностей в цифровом формате;

целостность, непротиворечивость и актуальность государственных данных отрасли культуры с использованием технологий искусственного интеллекта;

создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

достижение цифровой зрелости сферы культуры и искусств;

достижение целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" к 2030 году, "увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года";

обеспечение технологической независимости сферы культуры и искусств.

2. Цели


Целями стратегического направления являются:

достижение высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры, обеспечение удобства, доступности и эффективности использования культурных ценностей в цифровом формате;

разработка и внедрение единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе государственных данных.

3. Задачи


Задачами стратегического направления являются:

создание системы учета и анализа всех билетов, приобретаемых на культурные мероприятия в России, на протяжении их жизненного цикла;

обеспечение беспрепятственного посещения любой библиотеки по единому читательскому билету;

создание цифровых культурных профилей посетителей и учреждений культуры;

создание типового облачного решения единой афиши и билетного поля региона с учетом региональных, национальных, этнокультурных особенностей и мультиязычности субъектов Российской Федерации;

внедрение системы управления государственными данными отрасли культуры, включая технологии искусственного интеллекта;

формирование целевой архитектуры домена "Культура" на платформе "ГосТех" и переход на итерационный подход развития сервисов домена;

обеспечение архитектурной целостности создаваемых сервисов и домена "Культура" с применением и использованием компонентов платформы "ГосТех".

III. Оценка состояния, участники, проблематика стратегического направления

1. Основные процессы отрасли культуры и оценка текущего состояния


Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни граждан и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Государственная культурная политика с 2013 года нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры.

Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению.

Посещаемость мероприятий учреждений культуры в 2022 году возросла по сравнению с уровнем 2013 года более чем на 50 процентов и составила 1875,9 млн. посещений. Число посещений учреждений культуры в расчете на одного человека в 2022 году составило в среднем 13 посещений против 5 в 2013 году.

К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий учреждений культуры до 4,5 млрд. посещений, или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год.

В 2022 году сфера культуры включала 87,9 тыс. государственных и муниципальных учреждений культуры, что превышает уровень 2013 года на 2 процента. В данных учреждениях работает свыше 610,5 тыс. человек.

В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации - единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России ("Культура.РФ"), ставший точкой сосредоточения культурного наследия в цифровой форме, информационной площадкой общероссийских акций в сфере культуры, а также Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.

Заметную роль уровень развития цифровых технологий сыграл в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие учреждения сферы культуры перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2022 году составило 264,23 млн. единиц.

В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры. Прогнозируется, что к концу 2024 года число обращений к цифровым ресурсам составит около 300 млн. единиц.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»