Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 14 декабря 2023 года N Д-5-19/61@
О личном приеме и обслуживании налогоплательщиков
Федеральная налоговая служба, по результатам проведения мониторинга качества обслуживания налогоплательщиков в территориальных налоговых органах (далее - ТНО), указывает УФНС России по субъектам Российской Федерации на необходимость использования сотрудниками ТНО, осуществляющими прием и обслуживание налогоплательщиков, возможности перевода в другую очередь налогоплательщиков, получивших посредством программно-аппаратного комплекса автоматизации обслуживания граждан и организаций (далее - СУО) талона на неверно выбранную услугу самостоятельно, используя специальное программное обеспечение СУО.
Действующие настройки СУО производятся в соответствии с типовым техническим заданием, доведенным до УФНС России по субъектам Российской Федерации письмом Управления стандартов и международного сотрудничества от 17.03.2017 N 17-6-03/0025@.
Указанными настройками предусмотрено осуществление перевода налогоплательщика в другие очереди, в том числе в специальную очередь. Программа и методика проведения испытаний полноты выполненных настроек СУО включает проверку корректного перенаправления обслуживаемого налогоплательщика в другое окно и смену услуги. При этом налогоплательщик сохраняет статус приоритетного обслуживания, в случае совпадения идентификационных данных о налогоплательщике, но неверно выбранной услугой.
В дополнение к изложенному ФНС России поручает организовать работу администраторов операционного зала в ТНО в части выполнения функций по распределению потоков налогоплательщиков и оказания помощи при выборе заявителем корректной услуги в СУО и реализовать выполнение комплексных мер по организации личного приема и обслуживания налогоплательщиков, включающего:
1. Назначение в подведомственных территориальных налоговых органах ответственных должностных лиц, в обязанности которых будут входить функции администратора операционного зала (далее - администратор зала) в соответствии с типовым приказом о назначении администраторов зала (приложение N 1);
2. Организацию изучения администраторами зала должностных обязанностей и полномочий администратора зала (приложение N 2), типовых рекомендаций по осуществлению функций администратора зала (приложение N 3) и методических материалов по развитию клиентоориентированных навыков и умений в профессиональной деятельности сотрудников налоговых органов, размещенных на Интернет-портале ФНС России;
3. Обеспечение присутствия во всех подведомственных территориальных налоговых органах администраторов зала (при необходимости к работе могут быть привлечены дополнительные администраторы зала), а также контроль за ежедневной регистрацией администраторов зала в информационном ресурсе "Онлайн-запись на прием в инспекцию" для мониторинга в режиме онлайн-работы администраторов залов.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба поручает УФНС России по субъектам Российской Федерации организовать работу территориальных налоговых органов в соответствии с настоящим письмом, а также взять на контроль работоспособность инфоматов (информационных терминалов) со справочно-правовыми системами и программными продуктами ФНС России, нестабильная работа которых была отмечена в ходе указанного мониторинга.
Письма ФНС России от 14.03.2014 N ММВ-20-6/26@ и 07.05.2019 N ГД-4-19/8611@ отменены в связи с выходом настоящей директивы.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В.Бударин
ПРИКАЗ
" | " | N |
О назначении должностных лиц (ИФНС России, МИФНС России), выполняющих функции администратора операционного зала
В целях реализации комплексных мер, направленных на повышение качества организации личного приема и обслуживания налогоплательщиков (их представителей) в помещениях (ИФНС России, МИФНС России), предназначенных для личного приема и обслуживания налогоплательщиков
приказываю:
1. Назначить администраторов операционного зала из числа сотрудников структурного подразделения, ответственного за организацию приема налогоплательщиков (перечисление ФИО и должностей. Назначаются сотрудники, занимающие должность не ниже старшего государственного налогового инспектора).
2. Внести в должностные регламенты перечисленных в пункте 1 настоящего приказа лиц должностные обязанности и полномочия, в соответствии с приложением N 1 к данному приказу. Действие указанных обязанностей и полномочий ограничить временным периодом, отраженным в графике работы администратора зала.
3. Начальнику структурного подразделения, в компетенцию которого входит организация приема налогоплательщиков:
обеспечить ежемесячное составление графика работы администратора операционного зала за 10 дней до начала месяца;
довести до должностных лиц, указанных в пункте 1 настоящего приказа, типовые рекомендации по осуществлению функций администратора операционного зала, в соответствии с приложением N 2 к настоящему приказу;
обеспечить регистрацию должностных лиц, указанных в пункте 1 настоящего приказа, в интерактивном сервисе "Онлайн запись на прием в инспекцию".
4. Ответственность за организацию приема и обслуживания налогоплательщиков, в том числе, контроль за исполнением должностных обязанностей лицами, указанными в пункте 1 настоящего приказа, возложить на заместителя начальника (ИФНС России, МИФНС России, ФИО).
Должностные обязанности и полномочия сотрудников территориальных налоговых органов ФНС России, осуществляющих функции администратора зала - организатора работы по приему и обслуживанию налогоплательщиков
Исходя из задач и функций, определенных для сотрудников территориальных налоговых органов, выполняющих функции администратора зала (далее - администратор зала), на них возлагаются следующие должностные обязанности и полномочия:
1. Контролирует:
нахождение в операционном зале должностных лиц территориального налогового органа, осуществляющих прием и обслуживание налогоплательщиков в операционном зале, перераспределение в течение дня их количества;
соблюдение сроков, установленных законодательством в части ожидания налогоплательщиков в очереди. Принимает решение об открытии/закрытии дополнительных окон приема налогоплательщиков и оперативно привлекает сотрудников всех отделов, предварительно доведя информацию о принятом решении до начальников соответствующих отделов (лиц их замещающих) о необходимости привлечения дополнительных работников для приема налогоплательщиков в операционном зале.
При необходимости, в дни наибольшей загрузки, привлекает к работе дополнительных сотрудников территориального налогового органа, за которым также закреплены функции администратора зала:
качество приема налогоплательщиков сотрудниками инспекции, культуру их общения и поведения, уважительного отношения к налогоплательщикам;
приоритетность приема налогоплательщиков, записавшихся через сервис "Онлайн запись на прием в инспекцию";
соблюдение порядка и требований к помещениям для личного приема и обслуживания налогоплательщиков;
работу информационных киосков и компьютеров общего доступа со справочно-правовыми системами и программными продуктами ФНС России.
При необходимости информирует ответственных сотрудников отдела информационных технологий о проблемах в работе системы управления очередью (далее - СУО), информационных киосков и компьютеров общего доступа.
2. Совместно с начальниками (лицами их замещающими) всех структурных подразделений территориального налогового органа, осуществляющих прием и обслуживание налогоплательщиков в операционном зале, организует обеспечение приема и обслуживания налогоплательщиков по продленному графику, в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@.
3. Осуществляет информирование налогоплательщиков по вопросам общего характера, таким как:
о порядке и сроках предоставления государственных услуг и исполнения функций ФНС России, осуществляемых структурными подразделениями территориального налогового органа;
о правилах работы с СУО, о перечне услуг и о возможностях интерактивного сервиса "Онлайн-запись на прием в инспекцию". При необходимости, оказывает помощь налогоплательщикам;
о возможностях и порядке работы с Интернет-сервисами ФНС России;
о месторасположении и графике работы окон (кабинетов) приема и обслуживания налогоплательщиков, местонахождении и графике работы вышестоящих органов;
о расположении информационных ресурсов (стендов, стоек, информационных папок, информационных киосков, компьютеров общего доступа) с актуальной и исчерпывающей информацией;
о проводимых инспекцией мероприятиях (семинарах, круглых столах, иных акциях) и местах их проведения;
о возможностях работы с информационными киосками и компьютерами общего доступа со справочно-правовыми системами и программными продуктами ФНС России;
о возможностях официального Интернет-сайта ФНС России;
по иным общим вопросам.
4. Своевременно принимает меры к предотвращению возникновения конфликтных ситуаций и/или к их урегулированию. При необходимости обращается за помощью в решении проблемных вопросов к компетентным сотрудникам соответствующих структурных подразделений или к заместителю начальника территориального налогового органа, ответственному за организацию личного приема и обслуживания налогоплательщиков.
5. Оперативно доводит до заместителя начальника территориального налогового органа, ответственного за организацию личного приема и обслуживания налогоплательщиков, информацию о каждом факте нетактичного поведения, грубости, формализма и хамства по отношению к налогоплательщикам.
6. Обобщает и представляет информацию о качестве организации приема налогоплательщиков заместителю начальника территориального налогового органа, ответственного за организацию личного приема и обслуживания налогоплательщиков.
7. На основе анализа замечаний и предложений налогоплательщиков, подготавливает предложения по повышению качества личного приема и обслуживания налогоплательщиков заместителю начальника территориального налогового органа, ответственному за организацию личного приема и обслуживания налогоплательщиков.
8. Принимает участие в составлении графика работы администраторов зала.
9. Осуществляет мониторинг помещений для личного приема и обслуживания налогоплательщиков на предмет ведения несанкционированной фото-видеосъемки, в том числе представителями СМИ, и информирование руководства инспекции о вышеуказанных фактах.
Типовые рекомендации по осуществлению функций администратора операционного зала
Подготовка к осуществлению обслуживания налогоплательщиков администратором зала включает:
1. Обязательную регистрацию в информационном сервисе "Онлайн-запись на прием в инспекцию";
2. Осмотр помещений для приема и обслуживания налогоплательщиков на предмет соблюдения порядка и соответствия установленным требованиям:
наличие в информационных ресурсах (стендах, стойках, информационных папках, информационных киосках, компьютерах общего доступа) актуальной и исчерпывающей информации;
отсутствие информации на окнах приема и обслуживания налогоплательщика в операционном зале (за исключением N окна);
отсутствие в помещениях для приема и обслуживания налогоплательщиков лишней информации, подготовленной по инициативе сотрудников налогового органа ("Дверями не хлопать", "Юридические лица здесь не обслуживаются", "Справок не даем", "Обед с 13 до 14" и т.д.);
отсутствие рекламной информации коммерческих фирм (за исключением информации о сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи);
актуальность навигационной информации о предоставлении государственных услуг и исполнении функций ФНС России;
соблюдение порядка и чистоты в помещениях, предназначенных для приема и обслуживания налогоплательщиков в соответствии с требованиям к помещениям;
проверка работоспособности системы управления очередью, информационных киосков и компьютеров общего доступа и информирование ответственных сотрудников отдела информационных технологий, в случае выявления проблема в работе вышеуказанных ресурсов;
3. Соблюдение основных требований к внешнему виду администратора зала.
Администратору зала рекомендуется носить форменную одежду.
При отсутствии форменной одежды, администратору зала следует носить костюмы (платья) спокойных тонов и обувь строгого делового стиля. Информация о фамилии, имени, отчестве и должности администратора зала должна быть размещена на личной информационной табличке (бейдже).
При обращении налогоплательщика администратор зала должен соблюдать следующие основные правила делового общения:
- при необходимости поприветствовать и предложить помощь обратившемуся к нему налогоплательщику (например: "Здравствуйте, чем я могу Вам помочь?");
- в процессе беседы проявлять вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, объективность, желание помочь налогоплательщику;
- выслушать налогоплательщика и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости задать уточняющие вопросы;