ГОСТ Р 71136-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Национальные цели развития, национальные проекты (программы) и государственные программы Российской Федерации
МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Общие положения и требования к применяемым при расчетах данным
National development goals, national projects (programs) and state programs of the Russian Federation. Methodologies for calculating indicators. General principles and requirements for data used in calculations
ОКС 01.120
Дата введения 2024-01-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Федеральной службой государственной статистики (Росстат) совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 012 "Методология стандартизации"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2023 г. N 1521-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт разработан в целях содействия реализации Указа Президента Российской Федерации [1], Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации [2] и направлен на унификацию требований к разработке, построению, изложению и содержанию методик расчета показателей национальных целей развития, национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов и иных документов стратегического планирования, представлению данных, обеспечивающих единообразные подходы, направленные на воспроизводимость и прослеживаемость данных, учет особенностей подходов к расчетам указанных показателей.
1.1 Настоящий стандарт распространяется на методики расчета показателей национальных целей развития, национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов и устанавливает общие положения и требования к применяемым при расчетах данным.
1.2 Настоящий стандарт может быть использован при разработке методик расчета показателей иных документов стратегического планирования.
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1
административные данные: Используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации. |
2.1.2
витрина данных: Комплекс программных и технических средств, обеспечивающий загрузку, хранение и предоставление государственных данных из информационных систем органов и организаций государственного сектора другим органам и организациям государственного сектора с использованием единой информационной платформы и посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также для представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы. |
2.1.3 источники данных: Регламентированные места сбора и хранения данных.
Примечание - Например, реестр данных, который ведется в организации на бумажном носителе или в электронном виде.
2.1.4 исходные данные, используемые для расчета показателя (данные): Документированная информация, характеризующаяся отношением к территории или объекту и периоду времени, получаемая из установленного источника данных и используемая в формулах и/или алгоритмах расчета показателя и его компонентов согласно утвержденному алгоритму.
2.1.5 компонент формулы для расчета показателя (компонент): Составляющая формулы, значение которой содержится в наборе данных или является промежуточным результатом расчета на основании сведений из нескольких источников данных.
2.1.6 методика расчета показателя национальной цели развития, национального проекта (программы), государственной программы Российской Федерации и ее структурных элементов (методика расчета показателя): Документированная логическая последовательность взаимосвязанных операций и правил, выполнение которых обеспечивает расчет показателя национальной цели развития, национального проекта, государственной программы Российской Федерации.
2.1.7
набор данных: Исходные данные, представленные в виде идентифицированной совокупности физических записей, организованной одним из установленных в системе обработки данных способов и представляющей файлы или части файлов в среде хранения. [ГОСТ 20886-85, статья 8] |
2.1.8
официальная статистическая информация: Сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией. |
2.1.9 показатель: Количественно измеримая величина, характеризующая достижение результата или задачи национальной цели развития, национального проекта (программы), государственной программы Российской Федерации и ее структурных элементов или иных документов стратегического планирования.
2.1.10
субъект официального статистического учета: Федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
3.1.1 Методику расчета показателя разрабатывают (корректируют) в цифровом виде в форме электронного документа в государственной информационной системе, определенной соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации.
Исключения составляют методики расчета показателей, содержащие сведения, составляющие государственную тайну и (или) относящиеся к сведениям конфиденциального характера, на которые данное требование не распространяется.
Данное требование распространяется на методики расчета показателей, содержащих сведения, относящиеся к категории "Для служебного пользования", при условии реализации в государственной информационной системе требований и рекомендаций по защите информации, определенных соответствующими нормативными правовыми актами, и наличием контроля за разграничением прав доступа.
3.1.2 В случае подтвержденной в установленном порядке недоступности (сбоя) государственной информационной системы допускается формирование документов на бумажном носителе с обязательным условием перевода в электронный вид после восстановления работоспособности системы.
3.1.3 В методике расчета показателя излагается порядок расчета только одного показателя.
3.2.1 Методику расчета показателя оформляют с использованием типовых форм методик расчета показателя, приведенных в приложениях А и Б.
Выбор соответствующих форм осуществляется в зависимости от особенностей алгоритма расчета показателя.
3.2.2 В зависимости от особенностей методики расчета показателя ее положения излагают в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний. Материал, дополняющий основные положения методики расчета показателя, оформляют в виде приложений.
3.2.3 Текст методики расчета показателя должен быть формально определенным, точным, четким и ясным, не допускающим различных толкований, логически последовательным, необходимым и достаточным для использования методики расчета показателя в соответствии с ее областью применения.
3.2.4 По содержанию методика расчета показателя должна соответствовать правилам русского языка.
При подготовке методики расчета показателя должен быть использован официальный стиль изложения, с отсутствием образных сравнений, повествовательных положений, жаргонных и просторечных понятий и определений понятий, не предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации.
3.2.5 Текст документа, регламентирующего методику расчета показателя, оформляют машинным способом.
При оформлении методики расчета показателя допускается использовать перенос в словах, кроме заголовков.
3.2.6 Методика расчета показателя и приложения к методике расчета показателя (при наличии) должны иметь единую (сквозную) нумерацию страниц. Нумерацию страниц документа, регламентирующего методику расчета показателя, проставляют арабскими цифрами. Страницы утвержденного документа нумеруются начиная со второй страницы.
3.2.7 Методику расчета показателя подразделяют на пункты, подпункты и абзацы.
Пункты имеют единую (сквозную) нумерацию, которая проставляется арабскими цифрами с точкой.
Пункты могут подразделяться на абзацы, которые начинаются с прописной буквы и отделяются друг от друга точкой, или при наличии обобщающего слова и двоеточия - на абзацы, которые начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой.
Если один пункт подразделяется более чем на два абзаца, которые начинаются со строчной буквы, такие абзацы оформляют в виде подпунктов.
Пункты могут подразделяться на подпункты, которые обозначаются строчными буквами русского алфавита (за исключением букв "ё", "й", "ъ", "ь") с круглой скобкой, начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой.
В случае, если подпунктов больше, чем букв русского алфавита, подпункты нумеруются арабскими цифрами с круглой скобкой.
Нумерация подпунктов в методике расчета показателей должна быть единообразной - либо буквами русского алфавита, либо арабскими цифрами.
Подпункты могут подразделяться на абзацы, которые не имеют обозначения, начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой.
Подпункты (абзацы со строчной буквы) должны быть грамматически согласованы соответственно с пунктом (подпунктом) и выражены одной частью речи.
Слова "пункт" и "подпункт" в методике расчета показателей не сокращаются. Подпункт не может вводиться при отсутствии пункта.
Подпункт или абзац может состоять из нескольких предложений.
3.2.8 В большие и сложные по структуре методики расчета показателя, содержащие различные формулы расчета показателя в зависимости от его периодичности, вводятся главы.
3.2.9 Главы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами. Главы могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Если в методике расчета показателя выделены главы, то нумерация пунктов в ней должна быть в пределах каждой главы и номер пункта должен состоять из номеров главы и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.
3.2.10 Если глава состоит из одного пункта, он также нумеруется.
3.2.11 Если методика расчета показателя подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах документа.
3.2.12 Главы должны иметь заголовки. Заголовки должны кратко отражать содержание главы.
3.2.13 Методика расчета показателя может содержать сокращения наименований (понятий).
В методике расчета показателя не допускаются такие сокращения, как "РФ", "ФЗ", "ФКЗ", "ООО", "ОАО", "КБ", "НП", "ФП", а также сокращения наименования организаций, включая их организационно-правовую форму.
Сокращение применяется при многократном (три раза и более) упоминании наименования (понятия) в методике расчета показателя.
Сокращение вводится при первом упоминании наименования (понятия) и указывается в скобках. Если наименование (понятие) упоминается несколько раз в пределах пункта (абзацев пункта), повторяющееся наименование (понятие) можно использовать в усеченном виде с помощью слов "указанный", "этот" в соответствующих числе и падеже без ссылки на абзац, в котором оно указано полностью. При применении введенного сокращения наименования (понятия) слово "указанные" не пишется.
Сокращением не является аббревиатура, сложносокращенное слово, сокращенное или усеченное наименование федерального органа исполнительной власти.
Сокращение не должно совпадать со словом, употребляющимся в методике в другом значении или в составе другого понятия.