Общее количество сотрудников, работающих в организациях российской отрасли связи, по итогам 2022 года составило 339,2 тыс. человек, а выпуск соответствующих специалистов в 2022 году в 146 профильных образовательных организациях высшего образования составил 21,2 тыс. человек.
По состоянию на 2022 год в Российской Федерации функционируют 146 образовательных организаций высшего образования и 266 учебных организаций среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Электроника, радиотехника и системы связи", по которым обучаются 109,1 тыс. человек. Выпуск специалистов в 2022 году составил 21,2 тыс. человек при приеме в 33,5 тыс. человек. Для сравнения, выпуск специалистов по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Информатика и вычислительная техника" в 2022 году составил 84 тыс. человек при приеме в 184,3 тыс. человек. Исходя из этого, выпуск с профильной для отрасли связи специальностью занимает лишь 20,2 процента общего выпуска специалистов сферы информационно-коммуникационных технологий.
Организации отрасли связи ощущают стабильную нехватку квалифицированных кадров, которая усугубляется на фоне растущего спроса на услуги отрасли. На глобальном уровне отрасль связи развивается динамично, услуги и оборудование в этой сфере постоянно совершенствуются. Сотрудники, участвующие в передовых проектах по разработке, продвижению и развитию услуг отрасли, востребованы по всему миру. Российская система подготовки и удержания в отрасли связи высококвалифицированных специалистов должна быть выстроена с учетом потребностей профильных организаций отрасли связи и лучших мировых практик. Этот процесс требует значительных усилий как со стороны организаций отрасли связи и соответствующих органов государственной власти, так и со стороны организаций сферы образования. Прежде всего, для корректной оценки количества специалистов в российской отрасли связи необходимо выделить их в отдельную категорию статистических материалов Федеральной службы государственной статистики. Кроме того, необходимо усовершенствовать образовательные программы, так как порой они разрабатываются без учета потребностей рынка и требований работодателей, что ведет к неподготовленности выпускников к реальным задачам, которые им приходится решать на рабочем месте.
Исходя из проведенного анализа текущего состояния подготовки кадров в отрасли связи, можно сделать вывод о том, что увеличение контрольных цифр приема не будет способствовать решению проблемы дефицита кадров (как специалистов высшего уровня квалификации, так и специалистов среднего уровня квалификации) в отрасли связи, особенно на фоне постоянно растущего спроса на услуги отрасли связи.
Решениями проблемы дефицита кадров в российской отрасли связи являются повышение качества образования и подготовки, актуализация образовательных программ с учетом возможностей современных технологий и требований работодателей, сокращение сроков разработки и внедрения новых программ, усиление взаимодействия организаций сферы образования с операторами связи, разработчиками телекоммуникационного оборудования и иностранными образовательными организациями, а также популяризация профессий отрасли связи.