5.1 Стандартизация в сфере НСПД должна реализовываться и развиваться в соответствии с действующим законодательством, с учетом положений Госпрограммы [2] и современных требований, предъявляемых к ПД, ГеоИС, государственным географическим информационным (геоинформационным) системам, ИС, государственным информационным системам и ГИТ, обеспечивающим создание, развитие, внедрение и функционирование элементов НСПД.
5.2 Основными элементами НСПД являются:
- ФГИС ЕЦП НСПД [3];
- данные и метаданные;
- ИС (включая ГеоИС, в том числе государственные географические информационные (геоинформационные) системы) и ИР;
- геодезическое и картографическое обеспечение НСПД;
- научно-технологическое, информационное, нормативное, методическое, организационное, кадровое обеспечение НСПД.
5.3 ПД являются самостоятельным классом данных, которые создаются и обрабатываются с использованием отдельного класса технологий - геоинформационных технологий. В этой связи стандартизация НСПД охватывает объекты и аспекты стандартизации как в области ПД (в том числе, имеющих специфику в конкретной отрасли, предметной области, сфере деятельности), так и ГИТ в целом.
Примечание - Примеры отраслей, предметных областей, сфер деятельности, в рамках которых создаются и используются ПД: геодезия, картография, космическая деятельность, сельское хозяйство, недропользование, градостроительная деятельность, кадастр недвижимости, статистика, транспорт, туризм и отдых, безопасность, энергетика, экология и др.
5.4 Эффективность оборота ПД в НСПД обеспечивается посредством:
- установления требований к ПД, к классификации и кодированию, разработке информационных моделей, обменным форматам, правилам оценки качества ПД, предоставлению ПД, методам обеспечения конфиденциальности ПД и информационной безопасности и др.);
- создания, обновления (актуализации), ведения наборов данных (включая планирование, проведение работ, приемку и оценку соответствия требованиям, помещение на хранение ПД и др.), верификации и гармонизации, обслуживания ПД, обработки и преобразования ПД для различных целей;
- распространения ПД, в том числе: приема и учета обращений, заявлений, платежей, преобразования данных (под задачи потребителя), доставки данных, предоставления сервисов, аналитики, мониторинга качества данных и сервисов;
- использования (внедрения) ПД, включая их описание и документирование, публикацию витрин ПД, консультирование и обслуживание пользователей, обучение пользователей и распространение знаний, прототипирование и разработку приложений и сервисов (под потребности потребителей), реинжиниринг процессов в целях внедрения ПД и сервисов на их основе, нормативное обеспечение применения (внедрения) ПД в различные сферы деятельности;