ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2023 года N 1983

Об утверждении методики формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения



В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую методику формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2024 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 ноября 2023 года N 1983



Методика формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения



1. Региональный комплексный план транспортного обслуживания населения разрабатывается с учетом:

положений Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);

регионального стандарта транспортного обслуживания населения;

документов стратегического и территориального планирования, действующих на территории субъекта Российской Федерации.

2. Настоящая методика применяется для формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения:

а) определяющих:

приоритеты, цели и задачи транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом во взаимосвязи с перевозками пассажиров и багажа иными видами транспорта общего пользования (железнодорожный, воздушный, водный и внеуличный транспорт) (далее - иные виды транспорта);

мероприятия, обеспечивающие достижение целевых значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения, сроков реализации этих мероприятий;

б) устанавливающих перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с Федеральным законом отнесена к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. При формировании регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения допускается подготовка обоснований и предложений по разработке и реализации мероприятий иных видов транспорта, обеспечивающих достижение целевых значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения, а также предложений по внесению изменений в региональные, местные и отраслевые документы стратегического и территориального планирования.

Допускается одновременная подготовка регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения и регионального стандарта транспортного обслуживания населения.

4. Региональный комплексный план транспортного обслуживания населения формируется исходя из выполнения следующих приоритетов и задач (допускается осуществлять выбор приоритетов и задач):

а) интеграция градостроительного, социально-экономического и транспортного развития субъекта Российской Федерации;

б) обеспечение безопасности перевозок пассажиров;

в) обеспечение качества транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации на маршрутах регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - маршрут регулярных перевозок пассажиров), предусмотренного региональным стандартом транспортного обслуживания населения;

г) формирование единой тарифной политики на территории субъекта Российской Федерации;

д) обоснованный выбор и использование видов и классов маршрутных транспортных средств;

е) создание условий для переориентации перевозок пассажиров, осуществляемых личным автотранспортом, на транспорт общего пользования;

ж) обеспечение эффективного взаимодействия различных видов транспорта, устранение необоснованного дублирования маршрутов регулярных перевозок пассажиров;

з) обеспечение приоритета движения маршрутных транспортных средств в дорожном движении;

и) учет перемещения населения и объемов перевозок пассажиров;

к) обеспечение информированности населения о работе транспорта общего пользования (в том числе посредством информирования пассажиров о движении транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок пассажиров в режиме реального времени);

л) диспетчеризация и навигация маршрутных транспортных средств, координация их работы и расписаний движения, контроль регулярности их движения;

м) мониторинг достижения целевых значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения;

н) создание (при принятии решения о создании такой системы) и (или) развитие интеллектуальной транспортной системы на пассажирском транспорте и соответствующих сервисов, в том числе в целях обеспечения реализации подпунктов "ж" - "м" настоящего пункта.

5. Формирование регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения состоит из следующих этапов:

а) оценка существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;

б) прогноз объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта;

в) определение концептуальных вариантов транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации и выбор предлагаемого к реализации варианта;

г) определение мероприятий предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации и сроков их реализации;

д) оценка объемов и определение источников финансирования мероприятий по транспортному обслуживанию населения в субъекте Российской Федерации и мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;

е) мониторинг реализации регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения.

6. В оценку существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается включать:

а) сбор и анализ данных, влияющих на показатели транспортной подвижности населения и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта, в том числе размещение мест проживания населения, объектов притяжения населения, включая объекты социального назначения;

б) анализ конфигурации существующей совокупности маршрутов регулярных перевозок пассажиров и входящих в их состав остановочных пунктов (далее - маршрутная сеть) на соответствие потребности в перемещении населения, определение мест размещения автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов, иных объектов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

в) анализ конфигурации и оценка состояния инфраструктуры иных видов транспорта на соответствие потребности в перемещении населения (при необходимости);

г) анализ взаимоувязки перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта в мультимодальных пассажирских перевозках, количественных данных и качественных характеристик взаимодействия различных видов транспорта;

д) сбор и анализ данных о существующих объемах и структуре перевозок пассажиров различными видами транспорта, данных о работе перевозчиков, данных о распределении перевозок пассажиров по маршрутной сети, в том числе по времени;

е) сбор данных, характеризующих доступность, безопасность и комфортность транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, определение существующих значений показателей регионального стандарта транспортного обслуживания населения и их анализ;

ж) расчет социально-экономических показателей существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, в том числе совокупных затрат времени населения на передвижение, ущерба от дорожно-транспортных происшествий и экологического ущерба;

з) расчет эффективности транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации (укрупненно), в том числе с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров, субсидий и иных мер финансовой поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров, социально-экономических показателей существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, совокупных затрат на перевозку пассажиров.

7. Сбор данных, указанных в пункте 6 настоящей методики, допускается осуществлять в том числе с учетом данных:

мониторинга дорожного движения и данных, формируемых интеллектуальной транспортной системой на пассажирском транспорте (при наличии), результатов анализа перемещений населения за период не менее трех лет;

операторов подвижной радиотелефонной связи и (или) мобильных приложений о передвижении населения, в том числе по дням недели, месяцам и сезонам года, а также социологических исследований.

8. В прогноз объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта допускается включать:

а) прогноз изменения значений показателей, влияющих на показатели транспортной подвижности населения и транспортного спроса населения в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта;

б) прогноз распределения объемов перевозок пассажиров между различными видами транспорта;

в) прогноз показателей, в том числе социально-экономических, влияющих на доступность, безопасность и комфортность транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации.

9. Определение концептуальных вариантов транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается осуществлять с учетом:

результатов прогноза объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, иных видов транспорта;

распределения объемов перевозок пассажиров между различными видами транспорта;

увязки транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации при организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с работой иных видов транспорта (при необходимости);

формирования вариантов конфигурации маршрутной сети;

подбора вида, класса и числа транспортных средств для обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров на основании прогнозных значений перемещений населения и объемов регулярных перевозок пассажиров и социально-экономической эффективности транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;

иных принципов, приоритетов, задач транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, сформированных на основании пункта 4 настоящей методики.

Укрупненную оценку концептуальных вариантов развития транспортного обслуживания в субъекте Российской Федерации допускается осуществлять на основе результатов математического моделирования распределения объемов перевозки пассажиров различными видами транспорта, распределения объема перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом для каждого варианта маршрутной сети и для различных временных периодов, математического моделирования иных параметров, влияющих на транспортное обслуживание населения в субъекте Российской Федерации.

Сравнение вариантов транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается производить с учетом:

необходимости достижения значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения;

результатов расчета эффективности по предлагаемым вариантам транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации (укрупненно), в том числе с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров, субсидий и иных финансовых мер поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров, социально-экономических показателей транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, совокупных затрат на перевозку пассажиров;

планируемого объема финансирования.

Выбор предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается осуществлять укрупненно на основании сопоставления расчетов эффективности транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, возможностей бюджета субъекта Российской Федерации и иных источников финансирования, позволяющих обеспечить достижение значения целевых показателей транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации.

10. В предлагаемый к реализации вариант транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается включать:

перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров, организация которых в соответствии с Федеральным законом, а также законодательством субъектов Российской Федерации отнесена к компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации;

перечень мероприятий регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения по транспортному обслуживанию населения в субъекте Российской Федерации иными видами транспорта (при необходимости);

мероприятия по созданию и (или) развитию интеллектуальной транспортной системы на пассажирском транспорте, указанной в подпункте "н" пункта 4 настоящей методики, в том числе с учетом ее интеграции с интеллектуальными транспортными системами субъектов Российской Федерации, осуществляющими мониторинг и управление транспортной системой субъектов Российской Федерации, в части обеспечения совместимости программно-аппаратных комплексов, протоколов и форматов обмена данными, а также регламентов взаимодействия участников информационного обмена;

мероприятия по организации возможности использования велосипедов и средств индивидуальной мобильности как транспортных средств, обеспечивающих подвоз населения к остановочным пунктам маршрутов регулярных перевозок пассажиров, автовокзалам и автостанциям, объектам иных видов транспорта.

По результатам проработки мероприятий предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации может быть уточнена эффективность их реализации с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров, субсидий и иных мер поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров, социально-экономической эффективности мероприятий по транспортному обслуживанию населения в субъекте Российской Федерации (в том числе совокупные затраты времени населения на передвижение, ущерб от дорожно-транспортных происшествий и экологический ущерб), совокупных затрат на регулярные перевозки пассажиров.

11. В перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров, организация которых в соответствии с Федеральным законом, а также с законодательством субъектов Российской Федерации отнесена к компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации, допускается включать предложения по:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»