ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2023 года N 1983
Об утверждении методики формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую методику формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2024 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Методика формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения
1. Региональный комплексный план транспортного обслуживания населения разрабатывается с учетом:
положений Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);
регионального стандарта транспортного обслуживания населения;
документов стратегического и территориального планирования, действующих на территории субъекта Российской Федерации.
2. Настоящая методика применяется для формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения:
а) определяющих:
приоритеты, цели и задачи транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом во взаимосвязи с перевозками пассажиров и багажа иными видами транспорта общего пользования (железнодорожный, воздушный, водный и внеуличный транспорт) (далее - иные виды транспорта);
мероприятия, обеспечивающие достижение целевых значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения, сроков реализации этих мероприятий;
б) устанавливающих перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с Федеральным законом отнесена к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. При формировании регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения допускается подготовка обоснований и предложений по разработке и реализации мероприятий иных видов транспорта, обеспечивающих достижение целевых значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения, а также предложений по внесению изменений в региональные, местные и отраслевые документы стратегического и территориального планирования.
Допускается одновременная подготовка регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения и регионального стандарта транспортного обслуживания населения.
4. Региональный комплексный план транспортного обслуживания населения формируется исходя из выполнения следующих приоритетов и задач (допускается осуществлять выбор приоритетов и задач):
а) интеграция градостроительного, социально-экономического и транспортного развития субъекта Российской Федерации;
б) обеспечение безопасности перевозок пассажиров;
в) обеспечение качества транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации на маршрутах регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - маршрут регулярных перевозок пассажиров), предусмотренного региональным стандартом транспортного обслуживания населения;
г) формирование единой тарифной политики на территории субъекта Российской Федерации;
д) обоснованный выбор и использование видов и классов маршрутных транспортных средств;
е) создание условий для переориентации перевозок пассажиров, осуществляемых личным автотранспортом, на транспорт общего пользования;
ж) обеспечение эффективного взаимодействия различных видов транспорта, устранение необоснованного дублирования маршрутов регулярных перевозок пассажиров;
з) обеспечение приоритета движения маршрутных транспортных средств в дорожном движении;
и) учет перемещения населения и объемов перевозок пассажиров;
к) обеспечение информированности населения о работе транспорта общего пользования (в том числе посредством информирования пассажиров о движении транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок пассажиров в режиме реального времени);
л) диспетчеризация и навигация маршрутных транспортных средств, координация их работы и расписаний движения, контроль регулярности их движения;
м) мониторинг достижения целевых значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения;
н) создание (при принятии решения о создании такой системы) и (или) развитие интеллектуальной транспортной системы на пассажирском транспорте и соответствующих сервисов, в том числе в целях обеспечения реализации подпунктов "ж" - "м" настоящего пункта.
5. Формирование регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения состоит из следующих этапов:
а) оценка существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;
б) прогноз объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта;
в) определение концептуальных вариантов транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации и выбор предлагаемого к реализации варианта;
г) определение мероприятий предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации и сроков их реализации;
д) оценка объемов и определение источников финансирования мероприятий по транспортному обслуживанию населения в субъекте Российской Федерации и мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;
е) мониторинг реализации регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения.
6. В оценку существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается включать:
а) сбор и анализ данных, влияющих на показатели транспортной подвижности населения и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта, в том числе размещение мест проживания населения, объектов притяжения населения, включая объекты социального назначения;
б) анализ конфигурации существующей совокупности маршрутов регулярных перевозок пассажиров и входящих в их состав остановочных пунктов (далее - маршрутная сеть) на соответствие потребности в перемещении населения, определение мест размещения автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов, иных объектов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
в) анализ конфигурации и оценка состояния инфраструктуры иных видов транспорта на соответствие потребности в перемещении населения (при необходимости);
г) анализ взаимоувязки перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта в мультимодальных пассажирских перевозках, количественных данных и качественных характеристик взаимодействия различных видов транспорта;
д) сбор и анализ данных о существующих объемах и структуре перевозок пассажиров различными видами транспорта, данных о работе перевозчиков, данных о распределении перевозок пассажиров по маршрутной сети, в том числе по времени;
е) сбор данных, характеризующих доступность, безопасность и комфортность транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, определение существующих значений показателей регионального стандарта транспортного обслуживания населения и их анализ;
ж) расчет социально-экономических показателей существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, в том числе совокупных затрат времени населения на передвижение, ущерба от дорожно-транспортных происшествий и экологического ущерба;
з) расчет эффективности транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации (укрупненно), в том числе с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров, субсидий и иных мер финансовой поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров, социально-экономических показателей существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, совокупных затрат на перевозку пассажиров.
7. Сбор данных, указанных в пункте 6 настоящей методики, допускается осуществлять в том числе с учетом данных:
мониторинга дорожного движения и данных, формируемых интеллектуальной транспортной системой на пассажирском транспорте (при наличии), результатов анализа перемещений населения за период не менее трех лет;
операторов подвижной радиотелефонной связи и (или) мобильных приложений о передвижении населения, в том числе по дням недели, месяцам и сезонам года, а также социологических исследований.
8. В прогноз объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта допускается включать:
а) прогноз изменения значений показателей, влияющих на показатели транспортной подвижности населения и транспортного спроса населения в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта;
б) прогноз распределения объемов перевозок пассажиров между различными видами транспорта;
в) прогноз показателей, в том числе социально-экономических, влияющих на доступность, безопасность и комфортность транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации.
9. Определение концептуальных вариантов транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается осуществлять с учетом:
результатов прогноза объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, иных видов транспорта;
распределения объемов перевозок пассажиров между различными видами транспорта;
увязки транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации при организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с работой иных видов транспорта (при необходимости);
формирования вариантов конфигурации маршрутной сети;
подбора вида, класса и числа транспортных средств для обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров на основании прогнозных значений перемещений населения и объемов регулярных перевозок пассажиров и социально-экономической эффективности транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;
иных принципов, приоритетов, задач транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, сформированных на основании пункта 4 настоящей методики.
Укрупненную оценку концептуальных вариантов развития транспортного обслуживания в субъекте Российской Федерации допускается осуществлять на основе результатов математического моделирования распределения объемов перевозки пассажиров различными видами транспорта, распределения объема перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом для каждого варианта маршрутной сети и для различных временных периодов, математического моделирования иных параметров, влияющих на транспортное обслуживание населения в субъекте Российской Федерации.
Сравнение вариантов транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается производить с учетом:
необходимости достижения значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения;
результатов расчета эффективности по предлагаемым вариантам транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации (укрупненно), в том числе с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров, субсидий и иных финансовых мер поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров, социально-экономических показателей транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, совокупных затрат на перевозку пассажиров;
планируемого объема финансирования.
Выбор предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается осуществлять укрупненно на основании сопоставления расчетов эффективности транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, возможностей бюджета субъекта Российской Федерации и иных источников финансирования, позволяющих обеспечить достижение значения целевых показателей транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации.
10. В предлагаемый к реализации вариант транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается включать:
перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров, организация которых в соответствии с Федеральным законом, а также законодательством субъектов Российской Федерации отнесена к компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации;
перечень мероприятий регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения по транспортному обслуживанию населения в субъекте Российской Федерации иными видами транспорта (при необходимости);
мероприятия по созданию и (или) развитию интеллектуальной транспортной системы на пассажирском транспорте, указанной в подпункте "н" пункта 4 настоящей методики, в том числе с учетом ее интеграции с интеллектуальными транспортными системами субъектов Российской Федерации, осуществляющими мониторинг и управление транспортной системой субъектов Российской Федерации, в части обеспечения совместимости программно-аппаратных комплексов, протоколов и форматов обмена данными, а также регламентов взаимодействия участников информационного обмена;
мероприятия по организации возможности использования велосипедов и средств индивидуальной мобильности как транспортных средств, обеспечивающих подвоз населения к остановочным пунктам маршрутов регулярных перевозок пассажиров, автовокзалам и автостанциям, объектам иных видов транспорта.
По результатам проработки мероприятий предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации может быть уточнена эффективность их реализации с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров, субсидий и иных мер поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров, социально-экономической эффективности мероприятий по транспортному обслуживанию населения в субъекте Российской Федерации (в том числе совокупные затраты времени населения на передвижение, ущерб от дорожно-транспортных происшествий и экологический ущерб), совокупных затрат на регулярные перевозки пассажиров.
11. В перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров, организация которых в соответствии с Федеральным законом, а также с законодательством субъектов Российской Федерации отнесена к компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации, допускается включать предложения по: