ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2023 года N 1891

Об утверждении Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях



В соответствии со статьей 6_3 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях.

2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2029 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 ноября 2023 года N 1891



Правила подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях



1. Настоящие Правила определяют порядок подтверждения выданных в РСФСР и Российской Федерации документов об ученых степенях, ученых званиях установленного в Российской Федерации или СССР государственного образца об ученых степенях, ученых званиях, документов об ученых степенях, выданных организациями в соответствии с пунктом 3_1 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", и документов об ученых степенях, выданных до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного центра "Сколково" (далее - документы об ученых степенях, ученых званиях).

2. Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях (далее - компетентные органы).

Результатом подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях является проставление на них или на отдельных листах, скрепляемых с этими документами, апостиля и (или) проставление апостиля в электронном виде путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом и внесения компетентным органом соответствующей записи в реестр апостилей, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации" (далее - реестр апостилей).

Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется по заявлениям граждан о подтверждении документов об ученых степенях, ученых званиях (далее - заявление), поданным в компетентный орган в письменной форме или в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) либо реестра апостилей.

Сведения о ходе подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях, о результатах подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях направляются в личный кабинет граждан, подавших заявление (далее - заявители), на едином портале в соответствии с Правилами направления в личный кабинет заявителя в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 277 "О направлении в личный кабинет заявителя в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

3. Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. В заявлении указываются:

а) полное наименование компетентного органа;

б) фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя;

в) фамилия, имя и отчество (при наличии) обладателя документа об ученой степени, ученом звании (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);

г) пол обладателя документа об ученой степени, ученом звании;

д) дата рождения заявителя;

е) дата рождения обладателя документа об ученой степени, ученом звании (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);

ж) страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя (при наличии);

з) страховой номер индивидуального лицевого счета обладателя документа об ученой степени, ученом звании (при наличии) (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);

и) реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

к) реквизиты доверенности на осуществление действий, связанных с подтверждением документов об ученых степенях, ученых званиях, выданной в установленном порядке (в случае если заявителем является лицо, уполномоченное обладателем документа об ученой степени, ученом звании);

л) отметка о необходимости проставления апостиля в виде документа на бумажном носителе;

м) способ получения заявителем оригинала подтвержденного документа об ученой степени, ученом звании - лично в компетентном органе либо почтовым отправлением с наложенным платежом с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) заявителя и его адреса (в случае представления оригинала документа об ученой степени, ученом звании для проставления апостиля в виде документа на бумажном носителе);

н) государство предъявления документа об ученой степени, ученом звании;

о) номер контактного телефона заявителя;

п) адрес электронной почты заявителя (при наличии);

р) дата подачи заявления;

с) подпись заявителя.

5. К заявлению прилагаются следующие документы и (или) сведения:

а) копия документа об ученой степени, ученом звании;

б) наименование, дата выдачи, номер документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества обладателя документа об ученой степени, ученом звании, при несоответствии фамилии, и (или) имени, и (или) отчества, указанных в этом документе, паспортным данным его обладателя;

в) копия доверенности на осуществление действий, связанных с подтверждением документов об ученых степенях, ученых званиях, выданной в установленном порядке.

6. В случае подачи заявления о необходимости проставления апостиля в виде документа на бумажном носителе в компетентный орган представляется оригинал документа об ученой степени, ученом звании.

В случае выдачи документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества на территории иностранного государства, в компетентный орган представляется копия документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества обладателя документа об ученой степени, ученом звании, при несоответствии фамилии, и (или) имени, и (или) отчества, указанных в этом документе, паспортным данным его обладателя.

В случае подачи заявления почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также в случае подачи заявления иностранным гражданином в компетентный орган представляется копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

В случае если обладатель документа об ученой степени, ученом звании не является заявителем, в компетентный орган представляется копия документа, удостоверяющего личность обладателя документа об ученой степени, ученом звании.

7. Документы, указанные в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, составленные на иностранном языке, представляются с заверенным в нотариальном порядке переводом на русский язык.

В случае направления заявления и прилагаемых к нему документов и (или) сведений в компетентный орган почтовым отправлением с уведомлением о вручении документы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым пункта 6 настоящих Правил, заверяются в нотариальном порядке, за исключением случаев подачи заявления посредством единого портала либо реестра апостилей.

8. Заявление и прилагаемые к нему документы и (или) сведения, указанные в пунктах 4-6 настоящих Правил, направляются заявителем в компетентный орган почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения посредством единого портала либо реестра апостилей.

9. Компетентный орган осуществляет прием и регистрацию заявления и прилагаемых к нему документов и (или) сведений, указанных в пунктах 4-6 настоящих Правил.

10. В случае если заявление и прилагаемые к нему документы и (или) сведения, указанные в пунктах 4-6 настоящих Правил, представлены не в полном объеме и (или) неправильно заполнены, компетентный орган в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления возвращает заявителю указанные документы без рассмотрения по существу.

В случае если указанные документы представлены в полном объеме и правильно заполнены, компетентный орган в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления принимает эти документы к рассмотрению.

11. При рассмотрении вопроса о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании осуществляется:

а) определение подлинности подписи и наличия у должностного лица, подписавшего документ об ученой степени, ученом звании, полномочий на право его подписи;

б) определение подлинности печати, которой скреплен документ об ученой степени, ученом звании;

в) установление факта выдачи документа об ученой степени, ученом звании лицу, указанному в этом документе в качестве его обладателя;

г) установление соответствия формы представленного документа об ученой степени, ученом звании форме документа об ученой степени, ученом звании, установленной на момент его выдачи;

д) установление наличия в документе об ученой степени, ученом звании всех реквизитов и всей информации, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области государственной научной аттестации или требованиям, установленным частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного центра "Сколково", являлось обязательным на момент его выдачи.

12. В процессе подтверждения документа об ученой степени, ученом звании компетентный орган проверяет сведения, указанные в этом документе, с использованием данных, содержащихся в федеральной информационной системе государственной научной аттестации (далее - информационная система аттестации), в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также взаимодействует с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, либо с иным органом государственной власти, либо с организацией, которые выдали представленный документ об ученой степени, ученом звании, либо с их правопреемниками (далее - орган или организация).

В случае наличия сведений о документе об ученой степени, ученом звании в информационной системе аттестации действия, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 11 настоящих Правил, компетентным органом не осуществляются, за исключением случая отсутствия в документе об ученой степени, ученом звании информации о фамилии, имени, отчестве (при наличии) должностного лица, подписавшего представленный документ.

Наличие сведений о документе об ученой степени, ученом звании в информационной системе аттестации приравнивается к наличию у компетентного органа образца подписи, оттиска печати (при наличии) и информации о полномочиях лица, подписавшего документ об ученой степени, ученом звании.

В случае отсутствия у компетентного органа образца подписи, оттиска печати (при наличии) и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего документ об ученой степени, ученом звании, и (или) сведений о документе об ученой степени, ученом звании в информационной системе аттестации компетентный орган направляет в орган или организацию запрос о представлении соответствующей информации (далее - запрос). Запрос направляется в течение одного рабочего дня со дня установления компетентным органом факта отсутствия указанной информации, но не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления. Запрос должен содержать наименование выданного документа об ученой степени, ученом звании и его реквизиты. К запросу прилагается копия соответствующего документа об ученой степени, ученом звании.

Орган или организация, которым был направлен запрос, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня его получения направить ответ в компетентный орган.

В случае если в установленный срок компетентным органом не получен ответ на запрос, компетентный орган в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за датой представления ответа на запрос, направляет в орган или организацию повторный запрос о представлении соответствующей информации.

Направление запросов и получение ответов на них осуществляются на бумажном носителе или в электронном виде с использованием реестра апостилей.

13. По результатам рассмотрения вопроса о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании компетентный орган принимает решение о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании либо об отказе в подтверждении указанного документа.

В случае неполучения компетентным органом ответа на запрос принимается решение об отказе в подтверждении документа об ученой степени, ученом звании.

14. Срок проставления апостиля не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации компетентным органом заявления, если иное не установлено настоящим пунктом.

В случае необходимости направления компетентным органом запроса в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил срок проставления апостиля может быть продлен компетентным органом на срок, не превышающий срок, установленный законодательством Российской Федерации.

В случае продления срока проставления апостиля в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта компетентный орган в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проставления апостиля уведомляет об этом заявителя посредством единого портала, либо реестра апостилей, либо электронной почты заявителя, указанной в заявлении.

15. В случае принятия решения о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании компетентный орган в день принятия им такого решения осуществляет проставление апостиля в электронном виде, а запись о проставлении апостиля вносит в реестр апостилей.

16. Проставление апостиля в электронном виде осуществляется путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом.

Двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с размещенными на ней записями о проставленном апостиле в реестре апостилей в электронном виде, обеспечивает реализацию дистанционного доступа к сведениям о проставленных апостилях.

Электронные документы по результатам рассмотрения заявлений о проставлении апостиля в электронном виде подписываются уполномоченным должностным лицом компетентного органа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

17. При направлении заявления и прилагаемых к нему документов в компетентный орган почтовым отправлением с уведомлением о вручении проставление апостиля на оригинале документа об ученой степени, ученом звании осуществляется в день внесения записи о проставлении апостиля в реестр апостилей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»