ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2023 года N 1782
В соответствии со статьями 78, 78_1 и 78_5 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
2. Установить, что положения пунктов 1-19 общих требований, утвержденных настоящим постановлением, распространяются на субсидии, в том числе на гранты в форме субсидий, предоставляемые в порядке, установленном в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 2, абзацами четвертым и пятым пункта 7 статьи 78, абзацами шестым и седьмым пункта 2, абзацами четвертым и пятым пункта 4 статьи 78_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, определенным в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78_5 Бюджетного кодекса Российской Федерации или по результатам отбора, проведенного в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 78_5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Установить, что общие требования, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на субсидии, в том числе на гранты в форме субсидий, предоставляемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в порядке, установленном в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 2, абзацами четвертым и пятым пункта 7 статьи 78, абзацами шестым и седьмым пункта 2, абзацами четвертым и пятым пункта 4 статьи 78_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае принятия высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) решения о проведении отбора их получателей в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 78_5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. Установить, что общие требования, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на предоставляемые из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов:
субсидии в целях реализации соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), концессионных соглашений, заключаемых в порядке, определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, предусмотренные пунктом 6 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
субсидии в целях предусмотренной статьей 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" государственной поддержки проектов, осуществляемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации;
субсидии юридическим лицам, предусмотренные пунктами 8 и 8_1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
субсидии государственным (муниципальным) учреждениям, за исключением грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, предусмотренных абзацами четвертым и пятым пункта 4 статьи 78_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
субсидии, в том числе гранты в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в случае, установленном законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), регулирующим бюджетные правоотношения, предусмотренном пунктом 2_1 статьи 78 и пунктом 2_1 статьи 78_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. Установить, что положения пунктов 20-25 общих требований, утвержденных настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, возникающим при предоставлении:
субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по предоставлению указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, -начиная с 1 января 2024 г.;
иных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, - начиная с 1 января 2025 г.
6. Установить, что с 1 января 2024 г. до 1 января 2025 г. проведение отборов получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, указанных в абзаце третьем пункта 5 настоящего постановления, обеспечивается с использованием иных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Установить, что при обеспечении проведения отборов получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, на иных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предусмотренных пунктом 6 настоящего постановления, включаются положения, аналогичные положениям пунктов 20-24 общих требований (за исключением подпункта "б" пункта 20 общих требований), утвержденных настоящим постановлением, предусмотренным для государственных информационных систем.
8. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить приведение в соответствие с настоящим постановлением нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации:
субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, получатели которых определяются по результатам проведения отборов в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", - не позднее 1 апреля 2024 г.;
субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (за исключением субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, указанных в абзаце втором настоящего пункта), - не позднее 1 января 2025 г.
9. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
10. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий
1. Настоящий документ определяет общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, в соответствии с пунктом 3 и абзацами четвертым и пятым пункта 7 статьи 78, пунктом 2_2 и абзацами четвертым и пятым пункта 4 статьи 78_1, абзацем вторым пункта 4 статьи 78_5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - правовые акты, субсидии, получатели субсидий, отбор, участники отбора).
2. В целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются:
а) понятия, используемые для целей правового акта (при необходимости);
б) цели предоставления субсидий исходя из наименования национального проекта (программы), государственной программы субъекта Российской Федерации или муниципальной программы (далее - государственная (муниципальная) программа), структурного элемента государственной (муниципальной) программы в случае, если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующего национального проекта (программы) или государственной (муниципальной) программы;
в) наименование органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или организации, осуществляющих функции главного распорядителя бюджетных средств, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателей бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) (далее - главный распорядитель бюджетных средств);
г) наименование получателя субсидии в случае, если он определен в соответствии с международным договором Российской Федерации, федеральным законом, законом (решением) о бюджете, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования (за исключением главы муниципального образования, входящего в состав представительного органа муниципального образования и исполняющего полномочия его председателя), решением, принимаемым высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в целях использования резервного фонда соответствующего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (местной администрации);
д) один из следующих способов предоставления субсидии:
финансовое обеспечение затрат;
возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат;
е) положение о размещении на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - сеть "Интернет", единый портал) (в разделе единого портала) информации о субсидиях в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78_5 Бюджетного кодекса Российской Федерации решения о размещении информации о субсидиях, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, на ином сайте с указанием на едином портале страниц такого сайта в правовом акте указываются информация о наличии соответствующего решения, а также доменное имя и (или) указатели страниц такого сайта в сети "Интернет".
В случае если в правовом акте указывается, что информация о субсидиях и (или) получателях субсидий, в том числе о заключенных с получателями субсидий соглашениях о предоставлении субсидий (далее - соглашения), является информацией ограниченного доступа или содержит сведения, составляющие государственную тайну, указанная информация не размещается на едином портале.
3. В целях установления условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указываются:
а) следующие требования к получателю субсидии (участнику отбора), которым он должен соответствовать на дату, определенную правовым актом:
получатель субсидии (участник отбора) не является иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорные компании), а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). При расчете доли участия офшорных компаний в капитале российских юридических лиц не учитывается прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ;
получатель субсидии (участник отбора) не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
получатель субсидии (участник отбора) не находится в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;
получатель субсидии (участник отбора) не получает средства из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов на цели, установленные правовым актом;
получатель субсидии (участник отбора) не является иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";
у получателя субсидии (участника отбора) на едином налоговом счете отсутствует или не превышает размер, определенный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
у получателя субсидии (участника отбора) отсутствуют просроченная задолженность по возврату в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет), из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, иных субсидий, бюджетных инвестиций, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, из бюджета которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (за исключением случаев, установленных соответственно высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией);
получатель субсидии (участник отбора), являющийся юридическим лицом, не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся получателем субсидии (участником отбора), другого юридического лица), ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии (участника отбора) не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатель субсидии (участник отбора), являющийся индивидуальным предпринимателем, не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере (при наличии) получателя субсидии (участника отбора), являющегося юридическим лицом, об индивидуальном предпринимателе и о физическом лице - производителе товаров, работ, услуг, являющихся получателями субсидии (участниками отбора);
иные требования, не указанные в настоящем подпункте, определенные правовым актом.
Положения, предусмотренные абзацами седьмым - десятым настоящего подпункта, включаются в правовой акт при необходимости;
б) порядок и сроки проведения главным распорядителем бюджетных средств проверки на соответствие требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта;
в) перечень документов и сроки их представления получателем субсидии для подтверждения соответствия требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, а также при необходимости требования к таким документам;
г) следующие основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии:
несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным правовым актом, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации;
иные основания для отказа (при необходимости);
д) размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления субсидии);
е) порядок предоставления субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующему установленным правовым актом требованиям, в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств без повторного прохождения отбора (в случае если получатель субсидии определяется по результатам отбора в форме запроса предложений) (при необходимости);
ж) условия и порядок заключения между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иной организацией (при необходимости) соглашения, дополнительного соглашения к соглашению, в том числе дополнительного соглашения о расторжении соглашения (при необходимости), в соответствии с типовыми формами, установленными финансовым органом субъекта Российской Федерации (финансовым органом муниципального образования) для соответствующих субсидий, за исключением соглашений, указанных в подпункте "и" настоящего пункта;