ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 ноября 2023 года N 3113-р

[Об утверждении Стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, относящейся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р]



1. Утвердить прилагаемые:

стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, относящейся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 24, ст.3843).

2. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования деятельности в обрабатывающих отраслях промышленности.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2021 г. N 3142-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 46, ст.7731).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин


УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 ноября 2023 года N 3113-р



Стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, относящейся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации



I. Основные понятия


Для целей стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, относящейся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - стратегическое направление), используются следующие понятия:

"программно-аппаратный комплекс" - радиоэлектронная продукция, телекоммуникационное оборудование, технические средства и программное обеспечение, работающие совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач;

"цифровая зрелость" - результат цифровой трансформации предприятия, который достигается путем модернизации управления производственными и бизнес-процессами для перехода к принятию управленческих решений на основе данных, способствующий повышению производительности труда;

"цифровая сертификация" - специализированный бизнес-процесс, основанный на тысячах (десятках тысяч) цифровых (виртуальных) испытаний как отдельных компонентов, так и системы в целом, целью которого является прохождение с первого раза всего комплекса натурных, сертификационных и прочих испытаний.

II. Общие положения

1. Основания для разработки (актуализации) стратегического направления


Основаниями для разработки (актуализации) стратегического направления являются:

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";

Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";

перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 19 июля 2021 г.;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. N Пр-172 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";

план мероприятий ("дорожная карта") по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г., утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 14 декабря 2022 г. N 15051п-П10.

Стратегическое направление разработано в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Стратегическое направление является основным документом стратегического планирования в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности и скоординировано с реализацией следующих основных документов стратегического планирования:

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р.

2. Период действия стратегического направления


Стратегическое направление действует до 2030 года.

После окончания периода действия стратегического направления проводится корректировка (актуализация) стратегического направления.

Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:

итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);

предложения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.

Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

3. Паспорт стратегического направления

Наименование

-

стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, относящейся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

Сроки реализации
стратегического
направления

-

до 2030 года

Цели
стратегического
направления

-

обеспечение технологического суверенитета, возможности коммерциализации российских исследований и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на российском и мировом рынках;
повышение производительности труда, рост валового внутреннего продукта в производственном секторе и, следовательно, рост уровня благосостояния граждан страны достигаются путем достижения цифровой зрелости при помощи создания обновленных, эффективных бизнес-процессов и процессов управления;

обеспечение устойчивого функционирования производственных и технологических процессов и непрерывности управления ими достигается за счет преимущественного использования российских решений, включая российское программное обеспечение и доверенные программно-аппаратные комплексы

Целевое состояние

-

рост объемов производства и продаж, в том числе за счет использования современной цифровой инфраструктуры;
повышение качества и сокращение сроков разработки и выпуска высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции за счет применения критических и сквозных технологий;
внедрение механизма "ремонт по состоянию", а также повышение уровня оперативного реагирования на остановку работы оборудования и возникновение преждевременных неисправностей;
увеличение стоимости активов и инвестиционного портфеля за счет снижения сроков окупаемости инвестиций, повышения конкурентных преимуществ продукции (в том числе за счет продукции, соответствующей индивидуальным требованиям потребителя), роста объемов производства, снижения себестоимости разработки и увеличения скорости вывода продукции на рынок (в первую очередь за счет разработки математических и компьютерных моделей с высокой степенью адекватности, прошедших процедуры верификации и валидации, проведения цифровых (виртуальных) испытаний на цифровых (виртуальных) испытательных стендах и цифровых (испытательных) полигонах);
снижение стоимости конечных продуктов и услуг, в том числе за счет увеличения производительности и эффективности работы промышленных предприятий;
сокращение выбросов опасных загрязняющих веществ за счет улучшения качества производства и производимой продукции

Индикаторы
цифровой
трансформации

-

доля предприятий промышленности,
применяющих технологии
искусственного интеллекта;
количество наборов данных из государственных
и иных информационных систем для
возможности обучения технологических решений
с применением технологий искусственного
интеллекта;
доля предприятий промышленности,
использующих российские средства защиты
информации;
создание системы интеллектуальной
государственной поддержки на базе
государственной информационной системы
промышленности;
доля используемого субъектами критической
информационной инфраструктуры Российской
Федерации (далее - критическая информационная
инфраструктура) на принадлежащих им объектах
критической информационной инфраструктуры
российского и евразийского программного
обеспечения;

доля использования субъектами критической
информационной инфраструктуры
на принадлежащих им значимых объектах
критической информационной инфраструктуры
доверенных программно-аппаратных комплексов;
доля российской электронной продукции,
используемой при реализации проектов цифровой
трансформации обрабатывающих отраслей
промышленности, в общем объеме электронной
продукции, используемой при реализации
таких проектов;
цифровая зрелость основных производственных
процессов предприятий промышленности;
цифровая зрелость вспомогательных
производственных процессов предприятий
промышленности;
доля предприятий, в отношении которых
сформирован цифровой паспорт в государственной
информационной системе промышленности;
доля предприятий, использующих технологию
API (совокупность инструментов и функций для информационного взаимодействия программ)
для обмена данными, предоставления цифровых
услуг и информационного взаимодействия
с государственными информационными системами;

доля предприятий, использующих технологии
математического моделирования и виртуальных
испытаний промышленной продукции,
применяющих технологию
"цифровой двойник изделия";
доля предприятий, использующих технологии
предсказательной (предиктивной) аналитики
при прогнозировании и проведении
послепродажного (сервисного) обслуживания
промышленной продукции;
доля предприятий, использующих технологии
промышленного интернета вещей, сбора данных
и диспетчерского контроля для управления
производственными процессами
в реальном времени;
доля предприятий, использующих технологию
"цифровой двойник производства";
сокращение времени формирования
промышленных данных за счет перехода
от отраслевой статистики и опросов к цифровым
паспортам, формируемым на базе

государственной информационной системы
промышленности на основе первичных сведений
и доступным в режиме реального времени;
снижение себестоимости разработки и
сокращение сроков вывода высокотехнологичной
продукции на рынок в первую очередь за счет
разработки математических и компьютерных
моделей с высокой степенью адекватности,
прошедших процедуры верификации и
валидации, проведения цифровых (виртуальных)
испытаний на цифровых (виртуальных)
испытательных стендах и цифровых
(испытательных) полигонах;
перевод национальных стандартов
в машиночитаемые форматы с возможностью
использования в системах цифрового
проектирования;
доля предприятий, использующих системы генеративного проектирования;
доля предприятий, использующих технологии аддитивного производства

Ответственные
исполнители,
соисполнители,
участники
разработки,
экспертизы и
реализации
стратегического
направления

-

Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации;
Министерство экономического развития
Российской Федерации;
Министерство цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации;
Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации;
Федеральная служба по техническому
и экспортному контролю;
Федеральная служба безопасности
Российской Федерации;
Государственная корпорация по атомной энергии
"Росатом";
Государственная корпорация по содействию
разработке, производству и экспорту
высокотехнологичной промышленной продукции
"Ростех";
Государственная корпорация по космической
деятельности "Роскосмос"



III. Приоритеты, цели, задачи стратегического направления

1. Приоритеты


Приоритетными направлениями развития цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности являются:

инфраструктурное обеспечение технологического развития;

обеспечение технологического суверенитета, в том числе технологической независимости критической информационной инфраструктуры;

производство высокотехнологичной продукции, соответствующей индивидуальным требованиям потребителя, увеличение доли высокотехнологичной продукции, предоставляемой по сервисной модели "товар как услуга", повышение эффективности работы оборудования за счет внедрения новых решений для управления загрузкой фондов;

снижение затрат предприятий на разработку и вывод продукции на рынок за счет использования технологий цифрового моделирования и цифровых (виртуальных) испытаний, разработки и применения цифровых (виртуальных) испытательных стендов, цифровых (испытательных) полигонов;

сокращение срока вывода высокотехнологичной продукции на рынок;

формирование условий для роста частных инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе в разработку критических и сквозных технологий (технологических направлений);

увеличение вложений в российские решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года;

внедрение технологий искусственного интеллекта в обрабатывающих отраслях промышленности;

достижение цифровой зрелости обрабатывающих отраслей промышленности.

Ключевыми проектами цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности к 2030 году (далее - ключевые проекты) являются:

формирование эффективной инфраструктуры и повышение производительности труда;

создание системы цифровой сертификации;

переход к модели гибкого конвейерного производства продукции, соответствующей индивидуальным требованиям потребителя, и ремонту по состоянию;

обеспечение технологического суверенитета, в том числе технологической независимости и информационной безопасности объектов критической информационной инфраструктуры;

переход к цифровой модели государственной поддержки промышленности.

Реализация ключевых проектов к 2030 году в рамках приоритетных направлений цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности приведет к развитию производства всех групп промышленной продукции посредством модернизации производственных процессов с использованием критических и сквозных технологий (технологических направлений) с последующим выпуском конкурентоспособной промышленной продукции.

Ключевые проекты разработаны в тесной взаимосвязи с государственными программами в таких отраслях промышленности, как авиационная, судостроительная, радиоэлектронная, атомная, космическая, фармацевтическая и производство медицинских товаров, и предусматривают систему мер промышленной политики для гражданских отраслей, в том числе с низким уровнем участия государства в капитале промышленных компаний. Такой подход предопределяет особенности инструментальных приоритетов стратегического направления и их направленность.

2. Цели


Целями стратегического направления цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности являются обеспечение технологического суверенитета, возможности коммерциализации российских исследований и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на российском и мировом рынках, в том числе за счет широкого внедрения и применения критических и сквозных технологий (технологических направлений).

Значительное повышение производительности труда, рост валового внутреннего продукта в производственном секторе и, следовательно, рост уровня благосостояния граждан страны возможны благодаря достижению цифровой зрелости при помощи создания обновленных, эффективных бизнес-процессов и процессов управления.

Обеспечение устойчивого функционирования производственных и технологических процессов и непрерывности управления ими достигается за счет преимущественного использования российских решений, включая российское программное обеспечение и доверенные программно-аппаратные комплексы.

3. Задачи


Задачами цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности являются:

внедрение технологий цифрового проектирования и моделирования на этапе разработки продукции и модернизации управления производственными процессами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»