Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33467-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы функционального тестирования устройства/системы вызова экстренных оперативных служб и протоколов передачи данных (с Поправкой)

     3 Термины и определения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

[ГОСТ 22.0.05-97, статья 3.4.6]

3.1.2 интерфейс пользователя подсистемы тестирования; ИП ПТ: Комплекс программно-аппаратных средств, входящий в состав интернет-портала подсистемы тестирования, позволяющие осуществлять обмен данными и управление голосовым соединением между подсистемой тестирования и проверяемым УСВ, проверку корректности формата данных, принятых от УСВ, и отображение полученных данных, а также протоколирование процесса проведения проверки УСВ.

Примечание - Доступ к интерфейсу пользователя подсистемы тестирования реализуется через автоматизированное рабочее место пользователя, создаваемое на базе персональной электронно-вычислительное машины.

3.1.3

код аутентичности; имитовставка: Строка бит фиксированной длины, полученная применением симметричного криптографического метода к сообщению, добавляемая к сообщению для обеспечения его целостности и аутентификации источника данных.

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.12]

3.1.4

ключ: Изменяемый параметр в виде последовательности символов, определяющий криптографическое преобразование.

[ГОСТ 34.12-2018, пункт 2.1.8]

3.1.5

минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый УСВ при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.14]

3.1.6

некорректируемость (информации): Состояние защищенности информации, формируемой и обрабатываемой УСВ, от несанкционированного изменения в процессе хранения, обработки и передачи.

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.17]

3.1.7 подсистема тестирования; ПТ: Программно-аппаратный комплекс в структуре национальной системы экстренного реагирования при авариях, предназначенный для проверки функциональных свойств АСН и устройства/системы вызова экстренных оперативных служб и корректности обмена данными по сетям подвижной радиотелефонной связи, каналам спутниковой связи и сети Интернет с национальной системой экстренного реагирования при авариях.

3.1.8

протокол передачи данных: Набор правил и соглашений, определяющих содержание, формат, параметры времени, последовательность и проверку ошибок в сообщениях, которыми обмениваются сетевые устройства.

[ГОСТ 33465-2023, пункт 3.1.6]

3.1.9

система вызова (экстренных оперативных служб); СВ: Устройство вызова экстренных оперативных служб, установленное на транспортное средство.

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.23]

3.1.10

система экстренного реагирования при авариях: Государственная территориально-распре-деленная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.

Примечание - В Республике Беларусь система экстренного реагирования при авариях называется "ЭРА-РБ", в Республике Казахстан - "ЭВАК", в Российской Федерации - "ЭРА-ГЛОНАСС". Аналогом вышеуказанных систем является общеевропейская система eCall, с которой эти системы гармонизированы по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства и др.).

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.24]

3.1.11

устройство вызова (экстренных оперативных служб); УВ: Блок или комплекс компонентов, выполняющих следующие функции:

- прием информации или определение координат местоположения и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее трех действующих глобальных навигационных спутниковых систем;

- прием и/или генерацию в автоматическом и ручном режиме инициирующих логических сигналов с запросом на операцию экстренного вызова оперативных служб;

- передачу сообщения о транспортном средстве при аварийной (экстренной) ситуации, содержащего, как минимум, минимальный набор данных (МНД);

- выдачу предупреждающего сигнала;

- обеспечение двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами.

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.31]

3.1.12

эмулятор системы (экстренного реагирования при авариях); ЭС: Программно-аппаратный комплекс, используемый при испытаниях системы или устройства вызова экстренных оперативных служб и позволяющий имитировать реальные процессы установления связи и обмена данными между испытываемыми образцами и инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях с возможностью декодирования данных, а также определения электрических параметров и функциональных свойств модулей беспроводной связи испытываемых образцов устройства/системы вызова экстренных оперативных служб.

     [ГОСТ 33466-2023, пункт 3.1.9]