ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 октября 2023 года N 2894-р

[Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации]



1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

2. Минпросвещения России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. N 3427-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 50, ст.8630).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 октября 2023 года N 2894-р



Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации



I. Общие положения

1. Основания


Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации.

Основаниями разработки (корректировки) стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - стратегическое направление), являются:

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 г. N 1241 "О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";

постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2022 г. N 2229 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 г. N 1241";

Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N Пр-1648;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 5 августа 2021 г. N Пр-1383;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 16 декабря 2021 г. N Пр-2371;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 29 января 2023 г. N Пр-172;

план мероприятий по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.

2. Период действия стратегического направления


Стратегическое направление утверждается до 2030 года и поэтапно охватывает дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также соответствующее дополнительное образование.

Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.

После завершения периода действия стратегического направления проводится корректировка (актуализация) стратегического направления.

Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:

итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);

обновление перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);

предложения Министерства просвещения Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.

Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

3. Паспорт стратегического направления

Наименование

-

стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации

Сроки реализации

-

до 2030 года

Цель

-

достижение высокой степени "цифровой
зрелости" сферы образования на базе единого,
качественного, безопасного образовательного
пространства, построенного с учетом
предоставления равного доступа
к качественному верифицированному
цифровому образовательному контенту
и цифровым образовательным сервисам на всей
территории Российской Федерации для всех
категорий участников образовательных
отношений

Целевое состояние

-

2022-2030 годы:
участникам образовательных отношений предоставлен равный доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту;
обеспечена возможность планирования траектории личностного роста обучающегося;
2023-2030 годы:
обеспечена возможность управления траекторией, академическими и личностными достижениями обучающегося;
обучающимся предоставлена возможность автоматизированных подбора и поступления в общеобразовательные организации, записи на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и (или) государственных итоговых аттестациях, получения документов об образовании;
предоставлена возможность для подачи документов на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования;

привлечены экспертные системы искусственного интеллекта для автоматизации проверки домашних заданий и планирования образовательных программ; обеспечена возможность принятия управленческих решений на основе анализа больших данных;
обеспечена возможность осуществлять взаимодействие с наставниками

Индикаторы
цифровой
трансформации

-

доля обучающихся, родителей (законных
представителей) и педагогических работников,
которым обеспечен равный доступ
на безвозмездной основе к верифицированному
цифровому образовательному контенту;
доля использования проактивных сервисов
подборки цифрового образовательного
контента обучающимися, родителями
(законными представителями)
и педагогическими работниками;
доля обучающихся и их родителей (законных
представителей), которым создана возможность
формирования эффективной системы
выявления, развития и поддержки талантов
у детей при помощи комплексного
проактивного сервиса;
доля обучающихся, родителей (законных
представителей) и педагогических работников,
которым обеспечена возможность эффективно
планировать траекторию личностного роста
обучающегося;
доля педагогических работников, которым
обеспечена возможность автоматизированного
планирования образовательных программ,
а также возможность осуществлять
автоматизированную проверку домашних
заданий, в том числе с использованием систем
искусственного интеллекта;
доля образовательных организаций,
использующих информационную систему,
позволяющую снизить уровень бюрократизации
образовательной деятельности
и обеспечивающую возможность принятия
управленческих решений на основе анализа больших данных, в том числе с помощью интеллектуальных алгоритмов

Ответственные
исполнители,
соисполнители,
участники разработки,
экспертизы
и реализации
стратегического
направления

-

Министерство просвещения
Российской Федерации;
Министерство цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций Российской
Федерации;
Министерство экономического развития
Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации;
иные органы государственной власти
Российской Федерации;
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления



II. Приоритеты, цель, задачи стратегического направления

1. Приоритеты


Приоритетами стратегического направления являются сохранение и усиление традиционных форм образования с помощью информационных технологий для достижения высокого уровня цифрового развития образовательной деятельности ("цифровая зрелость" сферы образования).

В рамках реализации стратегического направления предусматривается:

внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения к 2030 году - 100 процентов;

создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг с применением в том числе инфраструктуры федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

увеличение доли российской электронной продукции, используемой при реализации проектов в области цифровой трансформации образования, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов, со следующими целевыми значениями:

в 2023 году - 39,5 процента;

в 2024 году - 40,8 процента;

в 2025 году - 42 процента;

в 2026 году - 42,3 процента;

в 2027 году - 42,6 процента;

в 2028 году - 42,7 процента;

в 2029 году - 42,8 процента;

в 2030 году - 42,8 процента.

Также реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих целевых показателей национальной цели "Цифровая трансформация", установленных подпунктом "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;

рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), до 97 процентов;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.

2. Цель


Целью стратегического направления является достижение высокой степени "цифровой зрелости" сферы образования на базе единого, качественного, безопасного образовательного пространства, построенного с учетом предоставления равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации для всех категорий участников образовательных отношений.

3. Задачи


Задачами стратегического направления являются:

реализация равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам;

предоставление возможности построения индивидуальных образовательных траекторий личностного роста обучающегося и педагогического работника;

формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей;

повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе предусматривающее мероприятие по повышению информационной безопасности;

формирование набора сервисов с возможностью получения услуг в сфере образования и (или) информации посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам;

стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем, функционирующих в сфере образования, и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов обмена данными;

снижение административной нагрузки за счет внедрения новых технологических решений в сфере образования, включая технологии искусственного интеллекта.

III. Оценка состояния, участники, проблематика стратегического направления

1. Основные процессы в сфере образования и оценка ее текущего состояния


В рамках реализации стратегического направления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. N 3427-р, формируется положительная динамика в части создания и внедрения проектных инициатив.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»