Действующий

Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации

I. Общие положения

 

1. Настоящая Доктрина представляет собой систему взглядов на цели, основные принципы, задачи и механизмы реализации единой государственной политики Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и его последствиями (далее - климатическая политика), и является основой для выработки и реализации климатической политики.

2. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г., Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата от 9 мая 1992 г. (далее - Рамочная конвенция), Киотский протокол к Рамочной конвенции от 11 декабря 1997 г., Парижское соглашение от 12 декабря 2015 г. и другие международные договоры Российской Федерации, в том числе по проблемам окружающей среды и устойчивого развития.

3. Настоящая Доктрина развивает положения Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, а также учитывает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года и других документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

4. Настоящая Доктрина основывается на фундаментальных и прикладных научных знаниях в области климата и смежных областях, включая:

а) анализ прошлого и современного состояния климатической системы;

б) оценку естественных и антропогенных факторов, оказывающих влияние на климат;

в) прогноз изменения климата и влияния последствий такого изменения на экономическое развитие Российской Федерации, других государств и регионов мира, качество жизни населения;

г) оценку степени защищенности (уязвимости) экосистем, экономики, населения, государственных институтов и инфраструктуры государства в связи с изменением климата и оценку существующих возможностей адаптации к нему;

д) оценку возможностей смягчения антропогенного воздействия на климат.

5. В основу настоящей Доктрины положен анализ проводимых в Российской Федерации, других государствах и регионах мира результатов исследований изменения климата и влияния последствий такого изменения на различные отрасли экономики, население и окружающую среду с учетом результатов работ, связанных с практическим использованием климатических данных органами государственной власти. Научное обоснование настоящей Доктрины включает в себя признание влияния деятельности человека на климат на фоне его естественной изменчивости, приводящей к значимым, преимущественно неблагоприятным для человека и окружающей среды последствиям. Особенностью реакции климата как на антропогенное воздействие, так и на меры по смягчению антропогенного воздействия является ее отставание по отношению к таким воздействию и мерам. В рамках реализации климатической политики эта особенность предопределяет необходимость своевременной адаптации к неизбежному в ближайшие десятилетия изменению климата, а также последовательных действий по смягчению антропогенного воздействия на климат в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

6. Проблемы, связанные с изменением климата, в частности обеспечение баланса между эффективностью экономики и социальной справедливостью, устранение потенциальных конфликтов интересов в связи с экстремальными проявлениями изменения климата (тепловые волны, наводнения, засухи и другие явления), не могут быть решены посредством только научных методов. В подобных ситуациях найти баланс возможно лишь в рамках политического процесса.

7. Изменение климата является одним из наиболее серьезных вызовов XXI века, который выходит за рамки научных дискуссий и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации.

8. Особую обеспокоенность вызывает беспрецедентно высокая скорость глобального потепления, происходящего в течение последних десятилетий. Современная наука находит все больше подтверждений тому, что хозяйственная деятельность человека, связанная, прежде всего, с выбросами парниковых газов, все сильнее влияет на климат на фоне его естественной изменчивости.

9. Изменение климата проявляется в различных процессах, в частности в увеличении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений. В течение XXI века высока вероятность ускорения происходящего изменения климата.

10. Ожидаемое изменение климата неизбежно отразится на жизни людей, состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станет ощутимой угрозой благополучию населения и устойчивому развитию.

11. Указанные в пунктах 8-10 настоящей Доктрины факторы предопределяют необходимость развития государственной наблюдательной сети в части, касающейся климатического мониторинга и проведения всесторонних научных исследований в области климата. Возникает необходимость учета изменения климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Российской Федерации, а также признания проблемы глобального изменения климата одним из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации.

12. Последствия изменения климата проявляются на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях.

13. С учетом размеров территории Российской Федерации, ее географического положения, разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов изменение климата и смежные проблемы требуют взвешенного государственного подхода, основанного на всестороннем научном исследовании экологических, экономических и социальных факторов.

14. Российская Федерация играет значительную роль в глобальных усилиях по смягчению негативных последствий изменения климата и является активным участником Рамочной конвенции и Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г.

15. В 1990-е годы Российская Федерация внесла наиболее существенный вклад в достижение Сторонами Рамочной Конвенции одной из ее целей - возвращение к концу десятилетия (1990-х годов) к прежнему уровню антропогенных выбросов парниковых газов.

16. Российская Федерация участвовала в реализации первого периода действия Киотского протокола от 11 декабря 1997 г., в рамках которого перевыполнила взятые на себя обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов.

17. Следующим большим шагом по смягчению негативных последствий изменения климата стало участие России в разработке Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. и последующее принятие ею этого договора. Стратегическая цель Соглашения заключается в удержании прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальными уровнями (1850-1900 годы) и приложении усилий по ограничению прироста глобальной средней температуры до 1,5 градуса Цельсия. Российская Федерация подписала Парижское соглашение в апреле 2016 г., а в ноябре 2019 г. Соглашение вступило в силу для России.

18. Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 666 "О сокращении выбросов парниковых газов" поставлена цель ограничить к 2030 году выбросы парниковых газов до 70 процентов от уровня 1990 года (не более 2162,4 млн. тонн -эквивалента). Указанный целевой показатель является основой определяемого на национальном уровне вклада Российской Федерации в реализацию Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. По данным Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990-2020 годы, объем выбросов парниковых газов в 2020 году составил 1482,2 млн. тонн -эквивалента (48 процентов от уровня 1990 года), что не превышает целевых показателей, определенных названным Указом и целевым сценарием. Россия намерена полностью выполнить взятые на себя международные обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов.

19. В Российской Федерации проводится активная работа по формированию условий для перехода к низкоуглеродной экономике. В рамках долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предполагается достижение с учетом национальных интересов и приоритетов развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением. Для достижения этой цели определены дополнительные меры по декарбонизации отраслей экономики и увеличению поглощающей способности управляемых экосистем. Реализация указанных мер позволит обеспечить к 2030 году объем выбросов парниковых газов на уровне 1673 млн. тонн -эквивалента (54 процента от уровня 1990 года) и достичь не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением.