Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 20283-5-2023

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вибрация

РУКОВОДСТВО ПО ИЗМЕРЕНИЮ, ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОЦЕНКЕ СУДОВОЙ ВИБРАЦИИ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ЧЕЛОВЕКА

Пассажирские и торговые суда

Mechanical vibration. Guidelines for measurement, evaluation and reporting of vibration with regard to habitability on ships. Passenger and merchant ships



ОКС 17.160

         47.020.01

Дата введения 2023-12-01

Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ЗАО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 183 "Вибрация, удар и контроль технического состояния"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2023 г. N 996-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 20283-5:2016* "Вибрация. Измерения вибрации на судах. Часть 5. Руководство по измерению, представлению и оценке вибрации, воздействующей на человека на пассажирских и торговых судах" (ISO 20283-5:2016 "Mechanical vibration - Measurement of vibration on ships - Part 5: Guidelines for measurement, evaluation and reporting of vibration with regard to habitability on passenger and merchant ships", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.  

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.

Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 6954-2009

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Судовая вибрация влияет на выполнение экипажем своих заданий, на степень комфорта пассажиров и членов экипажа и может служить причиной жалоб с их стороны. Настоящий стандарт устанавливает руководство, позволяющее оценить степень этого влияния на всех лиц, находящихся на судне, но в первую очередь - на членов экипажа.

Данные о судовой вибрации, полученные в соответствии с настоящим стандартом, могут быть также использованы в целях:

- сопоставления с установленными требованиями;

- сопоставления вибрации на разных судах;

- дальнейшего совершенствования требований, устанавливаемых в отношении судовой вибрации.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает руководство по оценке вибрации с точки зрения условий обитания экипажа пассажирских и торговых судов, а также других лиц, находящихся на этих судах. Оценка условий обитания для различных помещений судна осуществляется на основе значений общего среднеквадратичного значения корректированного ускорения в диапазоне частот от 1 до 80 Гц.

________________

Установленные стандартом условия испытаний могут рассматриваться как типичные с точки зрения долговременного воздействия вибрации на членов экипажа и использоваться для измерений в целях оценки воздействия вибрации в соответствии с требованиями национального законодательства.

Настоящий стандарт распространяется на суда, находящиеся в плавании 24 ч и более.

Настоящий стандарт устанавливает требования к средствам и методам измерений вибрации в зонах судна, предназначенных для нахождения в них людей, а также методы анализа результатов измерений для оценки вибрации.

Настоящий стандарт не распространяется на оценку низкочастотной вибрации, которая может служить причиной морской болезни (см. ИСО 2631-1). Оценка общей вибрации корпуса судна рассматривается в ИСО 20283-2.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:

ISO 2631-1, Mechanical vibration and shock - Evaluation of human exposure to whole-body vibration - Part 1: General requirements (Вибрация и удар. Оценка воздействия общей вибрации на человека. Часть 1. Общие требования)

ISO 2631-2, Mechanical vibration and shock - Evaluation of human exposure to whole-body vibration - Part 2: Vibration in buildings (1 Hz to 80 Hz) [Вибрация и удар. Оценка воздействия общей вибрации на человека. Часть 2. Вибрация в зданиях (в диапазоне от 1 до 80 Гц)]

ISO 8041, Human response to vibration - Measuring instrumentation (Воздействие вибрации на человека. Средства измерений)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 2041, а также следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на https://www.iso.org/obp;

- Электропедия МЭК: доступна на https://www.electropedia.org/.

3.1 Общие термины

3.1.1 экипаж (crew): Физические лица, находящиеся на борту судна и ответственные за выполнение всех функций для обеспечения его безопасного плавания.

3.1.2 пассажир (passenger): Физическое лицо на борту судна, не относящееся к экипажу (3.1.1).

Примечание - К пассажирам относят научный персонал на исследовательских судах, лиц, временно выполняющих функции членов экипажа, членов съемочной группы и т.п.

3.1.3 свободное движение (судна) (free route): Условия движения судна с постоянной скоростью и постоянным курсом в пределах перекладки руля на левый и на правый борт 2° без изменения положения органа управления подачей топлива.

3.2 Помещения на судне

3.2.1 жилое помещение (экипажа) (crew accommodation space): Помещение, предназначенное для пребывания в нем членов экипажа (3.1.1) судна.

Примечание - В настоящем стандарте данный термин понимается в расширительном смысле и включает в себя помимо собственно жилых помещений также помещения медицинского назначения, а также помещения общего пользования (кают-компания, салон, столовая, курительная, библиотека, кинозал, спортзал и пр.).

3.2.2 административное помещение (office): Судовое помещение административного или специального назначения для обеспечения работ на судне (рубка, судовая канцелярия, переговорная).

3.2.3 рабочее помещение (work space): Судовое помещение, предназначенное для выполнения преимущественно ручных работ (мастерская, прачечная, камбуз, лаборатория), кроме машинного помещения (3.2.4).

3.2.4 машинное помещение (machinery space): Помещение (или шахта, трюм, туннель), предназначенное для размещения судовых машин и механизмов, включая энергетические установки (паровые или внутреннего сгорания), насосы, компрессоры, котлы, электрогенераторы, холодильное оборудование, рулевые машины, оборудование для вентиляции и кондиционирования и пр.

Примечание - Машинное помещение не рассчитано на длительное пребывание в нем людей, поэтому в настоящем стандарте не рассматривается.

3.2.5 рабочее место (duty station): Место в одном из судовых помещений, в котором член экипажа (3.1.1) должен находиться в связи с выполняемыми судовыми работами.

Примечание - К числу основных рабочих мест относятся посты управления судном и двигателем.

3.2.6 палубная зона отдыха (open-deck recreation space): Открытая площадка на палубе, предназначенная для отдыха пассажиров (3.1.2) и членов экипажа (3.1.1).

3.2.7 помещение для пассажиров (cabin and public space): Помещение, предназначенное для пребывания в нем пассажиров (3.1.2) судна.

Примечание - К помещениям для пассажиров относятся каюты и места общего пользования (рестораны, салоны, читальные и игровые комнаты, тренажерные залы, магазины и пр.).

     4 Средства измерений вибрации

4.1 Общие требования

Применяемые в соответствии с настоящим стандартом средства измерений должны удовлетворять требованиям ИСО 8041.

Допускается использование измерительного оборудования с регистрацией вибрации в полосах свыше 80 Гц при условии, что характеристики фильтра, обеспечивающего частотную коррекцию , отвечают требованиям ИСО 2631-2 (см. приложение А).

Поверку средств измерений следует проводить не реже чем раз в два года. В документации должна быть указана дата проведения последней поверки.

Если данные, собранные в соответствии с настоящим стандартом, подлежат последующему анализу, то измерительная система должна включать в себя устройство непрерывной записи данных.

4.2 Проверка работоспособности

Перед проведением каждой серии измерений и после ее окончания необходимо проверить работоспособность каждого измерительного канала.

     5 Места, точки и направления измерений

5.1 Места проведения измерений

Перед проведением измерений заинтересованные стороны (например, судостроитель и судовладелец) должны согласовать места проведения измерений, а также возможные отступления от рекомендаций настоящего пункта.

Примечание - Согласованные заинтересованными сторонами позиции определяют план измерений.

В общем случае места проведения измерений определяют с учетом того, что собранных в результате измерений данных должно быть достаточно для оценки воздействия вибрации на экипаж и пассажиров судна. Для помещений и площадок больших размеров, к которым относятся, например, штурманский мостик, пост управления двигателем, кают-компания и салон для отдыха, места измерений следует распределять по всей их площади.

При выборе мест измерений руководствуются следующими критериями:

a) для помещений каждого типа, указанных в таблице 1, измерения проводят в тех местах, где ожидается значительная вибрация. Если при обходе судна или непосредственно в ходе измерений будут обнаружены места с повышенной вибрацией, то их следует добавить в перечень мест проведения измерений;

b) измерения должны быть выполнены по крайней мере в одном помещении каждого типа из перечисленных в таблице 1;

c) из ряда однотипных помещений, расположенных на одной палубе, выбирают несколько, позволяющих получить представительные данные измерений.

Таблица 1 - Доля обследуемых помещений/площадок

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs