Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34991-2023 Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Методы ультразвукового контроля (с Поправками)

     4 Общие положения

4.1 При выполнении на предприятии УЗК СС в конструкциях железнодорожного подвижного состава ТД по УЗК применяемые средства УЗК, организация УЗК должны соответствовать требованиям ГОСТ 34513.

4.2 Объем УЗК СС должен соответствовать требованиям КД, или ГОСТ EN 15085-5, или ГОСТ 33976.

4.3 СС, подлежащие УЗК на основании КД и ТД, должны соответствовать требованиям ГОСТ 33976, или ГОСТ EN 15085-5, или требованиям, приведенным в КД, а также удовлетворять условиям контролепригодности, в частности:

- соотношение ширины стыкового сварного шва, размеров катетов углового шва в тавровом, угловом и нахлесточном СС с толщиной металла листа должно обеспечивать возможность прозвучивания максимальной области сечения шва акустической осью УЗ-пучка не менее чем с двух направлений (направления прозвучивания считают разными, если угол между ними не менее 10°) при использовании схем и способов прозвучивания по 5.1;

- доступ к зоне сканирования должен быть свободен;

- со стороны СС, обратной зоне контроля, должны отсутствовать приварные элементы (кроме остающихся подкладок), которые могут привести к появлению сигналов, мешающих проведению контроля.

Примечание - Если это допускается КД, возможно проведение УЗК СС в случае, когда акустическая ось пересекает каждый элемент (точку) контролируемого сечения шва с одного направления прозвучивания.

4.4 Дефектоскопы, применяемые для УЗК СС, должны быть оснащены системами АСД и ВРЧ и должны обеспечивать регистрацию в электронном виде и возможность передачи в компьютерные базы данных протоколов (дефектограмм) результатов УЗК по 9.3.

4.5 В качестве мер для настройки и проверки основных параметров УЗК могут быть использованы образцы СО-2, СО-3 по ГОСТ 14782 или СО-3Р по ГОСТ 18576, а также другие меры, соответствующие требованиям ГОСТ 34513.

4.6 Допускается для настройки и проверки основных параметров УЗК использовать НО, которые должны обеспечивать возможность настройки временных интервалов и значений чувствительности, заданных в ТД на УЗК, и иметь паспорт, содержащий значения геометрических характеристик и соотношения амплитуд эхо-сигналов от отражателей в НО и в мере, а также идентификационные данные меры, использованной при паспортизации.

В качестве НО для настройки и проверки основных параметров УЗК, как правило, используют образцы с ПДО или БЦО или с угловыми искусственными отражателями в соответствии с приложением А или донную поверхность (для прямых ПЭП).

4.7 Квалификация персонала, осуществляющего разработку ТК для УЗК, проведение УЗК, оценку качества СС по результатам УЗК, должна соответствовать требованиям ГОСТ 34513.

Подтверждение квалификации персонала, осуществляющего разработку ТК для УЗК, проведение УЗК с оценкой качества СС по результатам УЗК, оценку качества СС по результатам УЗК, путем сертификации на уровень квалификации II или III по УЗК должно осуществляться в производственном секторе "Железнодорожный транспорт", в подсекторе "Сварные соединения подвижного состава".

Подтверждение квалификации персонала, осуществляющего проведение УЗК без оценки качества СС по результатам УЗК, путем сертификации на уровень квалификации I по УЗК должно осуществляться в производственном секторе "Железнодорожный транспорт", в подсекторе "Сварные соединения подвижного состава".