МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 сентября 2023 года N АК-188-Р
Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за пользование платными парковками
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также пунктом 1.6.12 паспорта федерального проекта "Развитие общественного транспорта" национального проекта "Безопасные качественные дороги":
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками.
Первый заместитель Министра
А.А.Костюк
Методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками
1. Методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) и предназначены для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения при разработке методики расчета размера платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорогах местного значения в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона N 443-ФЗ.
Рекомендации также применимы при определении размера платы для парковок, расположенных на улично-дорожной сети и парковок, находящихся в здании, строении или сооружении либо в части здания, строения или сооружения (далее - внеуличные парковки).
2. Размер платы за пользование платной парковкой рекомендуется устанавливать владельцам парковки в расчете на одно транспортное средство за один час с учетом места размещения парковки, ее назначения, типа размещаемых транспортных средств, продолжительности парковочной сессии и заполняемости парковки в различные периоды времени. Размер платы за пользование платной парковкой в течение иных единиц времени может определяться пропорционально.
3. Владельцам внеуличных парковок при определении размера платы рекомендуется учитывать заполняемость парковок на прилегающей территории и устанавливать размер платы, который стимулирует использование внеуличных парковок вместо парковок, расположенных на улично-дорожной сети. Для этих целей рекомендуется использовать понижающий коэффициент 0,8 относительно установленного размера платы за пользование парковками на улично-дорожной сети на прилегающих к внеуличным парковкам территориях.
4. Приоритетными целями введения платы за пользование парковочными местами являются не извлечение прибыли владельцем парковки, а обеспечение доступности территорий и объектов капитального строительства, повышение эффективности организации дорожного движения и регулирование спроса на поездки с использованием личных легковых автомобилей. Рекомендуется предусмотреть гибкую тарифную политику, обеспечивающую наибольший социально-экономический эффект для транспортной системы и общества в целом с учетом региональных и местных особенностей.
5. Размер платы за пользование парковкой рекомендуется определять на основе экономического механизма баланса спроса и предложения. Для определения спроса рекомендуется использовать данные о заполняемости парковки (отношение числа занятых транспортными средствами парковочных мест к числу предусмотренных (организованных) на парковке мест в определенный момент времени).
6. Если в качестве парковки рассматривается зона, объединяющая несколько парковок, то расчет заполняемости должен учитывать суммарное число припаркованных автомобилей и суммарное число предусмотренных (организованных) на парковке мест на территории выбранной зоны в определенный момент времени.
7. Для оценки заполняемости парковки рекомендуется использовать технические средства, обеспечивающие мониторинг занятости парковочных мест в автоматическом режиме (детекторов занятости, средств обработки видеоизображений, данных о транзакциях за оплату парковочных сессий и т.п.).
При отсутствии технических средств мониторинга допускается проводить визуальные замеры не менее двух раз в одни и те же дни недели утром, днем, вечером и ночью (включая отдельные замеры по выходным, предпраздничным, праздничным дням и т.д.), проводя усреднение полученных значений. Рекомендуются следующие временные интервалы:
"утро": | 08:00-12:00; |
"день": | 12:00-16:00; |
"вечер": | 16:00-20:00; |
"ночь": | 20:00-08:00. |
Период "ночь" рекомендуется начинать с 21 часа для городов с численностью населения свыше 1 млн человек.
8. Введение платы за пользование парковкой в определенном временном интервале рекомендуется в случае, если наблюдаемое по данным автоматического мониторинга или полученное в ходе натурных обследований значение заполняемости парковки в соответствующий период времени превышает 85%.
9. В расчетах начального размера платы за пользование парковкой рекомендуется учитывать величину среднедушевого дохода в субъекте Российской Федерации и (или) муниципальном образовании, а также данных социологических исследований о готовности платить за пользование парковочными местами. При отсутствии данных исследований допускается определять начальный размер платы за один час пользования парковкой по следующей формуле:
,
где
- начальный размер платы за один час пользования парковкой, рублей (рекомендуется округлять в большую сторону до величины, кратной 5 рублям);
- тариф за проезд на общественном транспорте в данном муниципальном образовании, рублей;
- эмпирический коэффициент, принимающий значение в диапазоне 1-1,4 для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и 0,5-0,8 для остальных;
- величина среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации и (или) муниципальном образовании, рублей в месяц (по данным Росстата);
- эмпирический коэффициент, принимающий значение в диапазоне 0,0025-0,0035 для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и 0,0015-0,0025 для остальных.
10. На парковках, где уже введена плата за пользование, рекомендуется придерживаться тарифной политики, направленной на поддержание заполняемости парковки на уровне от 70% до 85% (далее - рекомендуемый интервал). Выход значения данного показателя за границы рекомендуемого интервала свидетельствует о потребности в корректировке величины установленного размера платы за пользование платными парковками.
11. Оценку заполняемости парковки после введения платы и корректировку размера платы пользования парковкой рекомендуется проводить с периодичностью от 1 раза в месяц до 1 раза в квартал на усмотрение владельца парковки. Изменение размера платы за пользование парковкой рекомендуется проводить с шагом кратным 5 рублям.
12. Для дифференцированного подхода к определению размера платы за пользование парковкой могут быть введены следующие повышающие и понижающие коэффициенты:
1) коэффициенты, учитывающие дифференциацию размера платы за пользование парковкой в зависимости от ее назначения. Например, рекомендуется вводить понижающий коэффициент со значением 0,8 в случае расположения парковки в непосредственной близости от конечных станций метрополитена, крупных станций пересадок пассажирского транспорта, в том числе железнодорожного транспорта, в целях организации парковок перехватывающего типа и стимулирования использования транспорта общего пользования для разгрузки дорожной сети;
2) коэффициенты, учитывающие дифференциацию размера платы за пользование парковкой в зависимости от типа размещаемых на ней транспортных средств и пользователей транспортных средств. Примером является понижающий коэффициент, вводимый для электромобилей или мотоциклов, а также льготные тарифы для определенных групп пользователей;
3) коэффициенты, учитывающие дифференциацию размера платы за пользование парковкой в зависимости от продолжительности ее использования. Данные коэффициенты могут быть как понижающими, так и повышающими, а также иметь прогрессивную шкалу в зависимости от назначения парковки. Например, повышающие коэффициенты могут быть введены для продолжительных периодов паркования с целью повышения оборачиваемости парковочных мест в общественно-деловых зонах, а понижающие для повышения привлекательности объектов культурно-бытового и иного назначения в жилых и рекреационных зонах.
13. Стоимость абонементов на пользование парковками рекомендуется рассчитывать исходя из баланса спроса и предложения, обеспечивающего долю пользователей, предпочитающих абонементы, на уровне, не превышающем 20% от общего числа парковочных сессий на каждой из парковок (зон).
14. В качестве основного критерия оценки применяемой тарифной политики рекомендуется выбирать условие нахождения значения заполняемости парковки в границах рекомендуемого интервала.
15. При наличии технической возможности рекомендуется вводить динамическое ценообразование в зависимости от уровня текущего спроса, в автоматическом режиме обеспечивающее заполняемость парковки на уровне 90-95%.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка