ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 августа 2023 года N 583
Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
Результаты анализа состояния законности в сфере регионального и местного нормотворчества свидетельствуют о необходимости принятия прокурорами дополнительных мер, направленных на предупреждение и пресечение принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления незаконных нормативных правовых актов, а также на надлежащее правовое регулирование общественных отношений, гарантирующее защиту конституционных прав и законных интересов граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения.
В целях совершенствования организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним специализированным прокурорам принять меры по усилению надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним специализированным прокурорам в соответствии с компетенцией:
2.1. Организовать изучение нормативных правовых актов органов - государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.
Безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов.
В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом обращаться с заявлениями в суд.
Добиваться реального исполнения заявленных прокурором требований, контролировать ситуацию до окончательного приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
2.2. Совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о вступивших в противоречие с федеральным законодательством нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Использовать в работе данные федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, официальных сайтов государственных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также электронных информационно-справочных систем.
В течение месяца с момента изменения федерального законодательства при необходимости совершенствования действующих региональных и (или) муниципальных нормативных правовых актов направлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления предложения об изменении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
В случае непринятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления решений по приведению в соответствие с федеральным законодательством региональных и (или) муниципальных нормативных правовых актов обеспечить принятие исчерпывающих мер прокурорского реагирования.
Сведения о выявленных незаконных региональных, муниципальных нормативных правовых актах, принятых в связи с этим мерах реагирования и результатах их рассмотрения отражать в соответствующем реестре. При ведении реестра в электронном виде обеспечить надлежащую сохранность содержащихся в нем данных.
2.3. При обращении в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащего федеральному законодательству регионального либо муниципального нормативного правового акта недействующим полностью или в части руководствоваться положениями статей 39, 208 - 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
2.4. В случаях, когда органом государственной власти (должностным лицом) субъекта Российской Федерации, органом (должностным лицом) муниципального образования в установленные сроки не приняты меры к приведению в соответствие с федеральным законодательством изданного (принятого) им нормативного правового акта, признанного судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным законам либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, инициировать перед уполномоченными органами государственной власти вопрос о применении правовой ответственности на основании положений федеральных законов от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Предварительно во всех указанных случаях вносить представление руководителю органа по факту неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления.
Обеспечить надзор за исполнением решений судов о признании недействующими региональных, муниципальных нормативных правовых актов, противоречащих закону.
2.5. При выявлении причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере регионального и муниципального нормотворчества, использовать такую форму реагирования, как представление, в котором в обязательном порядке ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
2.6. При необходимости оспаривания незаконных положений региональных конституций и уставов в порядке конституционного судопроизводства проект запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, подготовленный в соответствии с требованиями статей 37, 38 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", направлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Перед обращением в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с проектом соответствующего запроса добиваться урегулирования ситуации в ходе поддержания последовательного диалога прокурора субъекта Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и регионального парламента (опротестование, переписка, рабочие встречи, выступление на заседаниях представительных и исполнительных органов публичной власти и т.п.).
2.7. Обеспечить деловое сотрудничество с территориальными органами Минюста России.
В целях формирования в установленном Правительством Российской Федерации порядке федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при наличии соответствующих запросов в течение месяца направлять в территориальные органы Минюста России информацию о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении региональных нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований.
В случае признания обоснованными выводов экспертного заключения территориального органа Минюста России о наличии в нормативном правовом акте норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, принимать меры прокурорского реагирования после отклонения данного экспертного заключения органом, принявшим нормативный правовой акт.
3. Прокурорам субъектов Российской Федерации докладные записки о результатах надзора за законностью нормативных правовых актов с наиболее яркими примерами мер реагирования, способствовавших восстановлению прав граждан и укреплению законности, представлять к 20 июля и 20 января в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Главной военной прокуратуре, специализированным прокуратурам (на правах прокуратур субъектов Российской Федерации) докладные записки в те же сроки направлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
4. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации анализировать состояние законности в сфере регионального и муниципального нормотворчества, итоги этой работы один раз в полугодие докладывать первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.
5. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления".
6. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.Краснов
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка