Действующий

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"

"1. Среднее профессиональное образование


На территории Российской Федерации действуют 3200 профессиональных образовательных организаций и 628 их филиалов. Образовательные программы среднего профессионального образования реализуют также 361 образовательная организация высшего образования и 438 ее филиалов. Общая численность студентов, обучающихся по всем формам обучения, в 2022/23 учебном году составила 3559861 человек, из них 87,24 процента - студенты очной формы обучения. Контингент обучающихся за последние 3 года увеличился на 14,12 процента, или 440173 студента. За счет средств федерального бюджета обучается 7,8 процента студентов, за счет средств регионального и муниципального бюджетов - 57,5 процента, с полным возмещением стоимости - 34,8 процента. Выпуск обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в 2022 году составил 773778 человек.

Утверждены новые перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования. В новые перечни включено 12 новых профессий и специальностей.

В 2022 году был разработан новый макет федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Макетом предусмотрены установление областей профессиональной деятельности, в которых выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность, конкретных сроков получения образования, введение цифрового модуля по всем профессиям и специальностям, обязательное освоение основ бережливого производства, финансовой грамотности. Утверждено 99 новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Обновляется материально-техническая база образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования. Создано 3174 мастерских, в том числе в 2022 году - 900 мастерских. Таким образом, порядка 800 образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, осуществляют подготовку на новейшем учебно-лабораторном и производственном оборудовании.

Открываются центры опережающей профессиональной подготовки - агрегаторы образовательных ресурсов регионов, оказывающих содействие в подготовке кадров в части предложения лучших условий обучения, в подборе места обучения и преподавателей. В 2022 году создано 15 центров опережающей профессиональной подготовки, общее их количество в регионах достигло 59.

Более 4500 преподавателей и мастеров производственного обучения ежегодно проходят повышение квалификации в целях совершенствования профессиональных компетенций, повышения профессионального уровня, изучения технологии инклюзивного образования, бережливого производства, получения цифровых компетенций и навыков работы на современном оборудовании в современных мастерских на базе стажировочных площадок в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, что будет способствовать увеличению доли выпускников, готовых применять свои знания и умения на предприятиях по своим специальностям и профессиям. В 2022 году обучение прошли 5085 преподавателей и мастеров производственного обучения, с 2018 года обучено 25557 педагогических работников.

В рамках федерального проекта "Профессионалитет" в 2022 году создан 71 образовательно-производственный центр (кластер) на основе интеграции колледжей и предприятий.

В 2022 году в проект вошли 8 ключевых отраслей реального сектора экономики - металлургия, машиностроение, легкая промышленность, железнодорожный транспорт, атомная отрасль, сельское хозяйство, химическая отрасль, фармацевтическая отрасль.

В 2022 году в рамках федерального проекта "Профессионалитет" повышение квалификации прошли 472 представителя региональных управленческих команд, проведено обучение более 9000 директоров и заместителей директоров по воспитательной работе и кураторов учебных групп образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.

С 1 сентября 2021 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за кураторство педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

В системе среднего профессионального образования Российской Федерации в качестве основной формы государственной итоговой аттестации внедрен демонстрационный экзамен, который является массовым объективным инструментом оценки качества практической подготовки выпускников.

По данным Федеральной службы по труду и занятости, уровень занятости выпускников 2021 года, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, трудоустроившихся, а также осуществлявших трудовую, предпринимательскую деятельность, приносящую доход деятельность с применением специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", за вычетом продолживших обучение выпускников составил 76,36 процента.";

б) в подразделе 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет по состоянию на 1 января 2023 г. составила 99,66 процента. До конца 2024 года стоит задача ликвидации потребности в обеспечении дошкольным образованием в Республике Бурятия, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Крым и Забайкальском крае. На 1 января 2023 г. 19236 детей старшего дошкольного возраста не были обеспечены местами в государственных и (или) муниципальных дошкольных образовательных организациях.";

после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

"Остается актуальным вопрос обеспечения доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), по состоянию на 1 января 2023 г. она составила 98,09 процента. На 1 января 2023 г. 22085 детей указанного возраста не были обеспечены местами в государственных и (или) муниципальных дошкольных образовательных организациях.";

в абзаце втором:

в предложении первом слова "220938 мест" заменить словами "234862 места", цифры "13177" заменить цифрами "16318";

в предложении третьем слова "в 2021 году - на базе 13773" заменить словами "в 2022 году - на базе 13987";

в) в подразделе 3:

в абзаце первом:

в предложении первом слова "2021/22 учебного года" заменить словами "2022/23 учебного года", цифры "17314160" заменить цифрами "17745037", цифры "39908" заменить цифрами "39440";

предложение второе изложить в следующей редакции: "Во вторую смену обучались 2695605 человек (около 15,6 процента общего числа обучающихся), ликвидировано обучение в 3-ю смену.";

в предложении четвертом цифры "325" заменить цифрами "475";

в предложении пятом цифры "349" заменить цифрами "386";

в предложении шестом слова "введено в эксплуатацию 674 школы" заменить словами "введена в эксплуатацию 861 школа";

в предложении седьмом цифры "907" заменить словами "более 700", слова "741 школа будет построена" заменить словами "более 580 школ будут построены";