ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 августа 2023 года N 2168-р

[О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р]



Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст.765; 2012, N 3, ст.451; 2013, N 19, ст.2427; 2019, N 27, ст.3612; 2020, N 4, ст.430; 2022, N 10, ст.1593).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 2023 года N 2168-р

     

Изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р



1. В пункте 1 цифры "2024" заменить цифрами "2030".

2. Программу деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2024 годы), утвержденную указанным распоряжением, изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2009 года N 2146-р
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 10 августа 2023 года N 2168-р)

     

Программа деятельности государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2030 годы)

     

I. Общие положения


Программа деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2030 годы) (далее соответственно - Программа, Государственная компания) определяет основные направления деятельности Государственной компании, включает в себя основные мероприятия по строительству и реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, находящихся (подлежащих передаче) в доверительном управлении Государственной компании (далее - автомобильные дороги Государственной компании), определяет очередность и сроки их реализации, необходимый объем работ, источники финансирования, а также содержит целевые индикаторы и показатели деятельности Государственной компании на 2010-2030 годы.

II. Цель и задачи Программы


Основной целью Программы является создание условий для обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности отраслей экономики и улучшения качества жизни населения за счет формирования и развития сети магистральных и скоростных автомобильных дорог Российской Федерации, удовлетворяющих спрос на перевозки с требуемыми показателями скорости, надежности, безопасности и ценовой доступности для потребителей.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

осуществление строительства и реконструкции автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, связывающих перспективные центры экономического роста Российской Федерации (крупные и крупнейшие городские агломерации), основные выходы за государственную границу Российской Федерации (крупнейшие порты и автодорожные пограничные переходы, благодаря которым происходит интеграция страны в общемировую транспортную систему и международные транспортные коридоры) и иные крупные центры генерации спроса на скоростную автодорожную инфраструктуру;

формирование сети платных участков на автомобильных дорогах Государственной компании;

привлечение внебюджетных инвестиций в проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог Государственной компании на основе механизмов государственно-частного партнерства;

поэтапное формирование новых международных автодорожных маршрутов, интегрированных с сетью европейских и евразийских транспортных коридоров;

обеспечение соответствия транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Государственной компании нормативным требованиям;

обеспечение повышения качества дорожных работ и долговечности объектов дорожной инфраструктуры через реализацию инновационных программ и применение новых более эффективных форм контрактных отношений;

повышение безопасности дорожного движения и транспортной безопасности на автомобильных дорогах Государственной компании;

повышение качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог Государственной компании, в том числе через создание сети многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании.

Кроме того, для достижения основных целей деятельности, а также для выполнения задач национального проекта "Безопасные качественные дороги", предусматривающих создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, развитие платформ и технологий и использование основных сквозных технологий, Государственная компания решает следующие задачи:

создание единой интегрированной информационно-коммуникационной системы управления дорожным движением и организации взимания платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании, мониторинга и предупреждения угроз техногенного, природного и чрезвычайного характера, а также взаимодействия с информационными системами экстренных служб и единых дежурно-диспетчерских служб;

разработка и тестовая эксплуатация перспективных интеллектуальных транспортных систем, инфраструктуры и сервисов на их основе, обеспечивающих в том числе развитие высокоавтоматизированных транспортных средств;

обеспечение внедрения новых эффективных форм управления дорожной деятельностью.

Решение указанных задач необходимо для обеспечения инновационного развития экономики Российской Федерации. Автомобильные дороги Государственной компании, на которых предусмотрен основной объем работ, характеризуются наибольшим спросом в целях передвижения, а также связывают территории, где проживает большая часть населения страны и сосредоточены базовые предприятия многих отраслей экономики, нуждающиеся в ускорении товародвижения, снижении транспортной составляющей в конечной цене продукции и повышении конкурентоспособности.

III. Мероприятия Программы, целевые индикаторы и показатели ее реализации


Государственная компания осуществила формирование базовой сети магистральных и скоростных автомобильных дорог, эксплуатируемых на платной основе, а также стала активным участником соглашений государственно-частного партнерства.

Заключены соглашения на реконструкцию, строительство и эксплуатацию на платной основе участков автомобильных дорог М-1 "Беларусь" Москва - граница с Республикой Беларусь, М-3 "Украина" Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной, М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск, М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург, А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область).

При реализации Программы будет обеспечено исполнение мероприятий федерального проекта "Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа - Западный Китай" комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, федерального проекта "Развитие федеральной магистральной сети" национального проекта "Безопасные качественные дороги" и федерального проекта "Беспилотные логистические коридоры".

Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.

Мероприятия Программы сгруппированы по следующим видам деятельности Государственной компании:

деятельность по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании;

деятельность по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;

иная деятельность, направленная на достижение целей создания Государственной компании.

Мероприятия по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривают обеспечение подготовки документации по планировке территории и проведение земельно-кадастровых работ, разработку проектной документации, технологическое и нормативно-техническое сопровождение работ по инженерным изысканиям и проектированию автомобильных дорог Государственной компании, резервирование земель и изъятие земельных участков для размещения автомобильных дорог, проведение работ по строительству, реконструкции и комплексному обустройству (включая инженерные коммуникации, позволяющие создать условия для обеспечения уполномоченными организациями покрытия сотовой связью надлежащего качества зоны тяготения автомобильных дорог Государственной компании) автомобильных дорог Государственной компании, в том числе в рамках реализации инвестиционных и концессионных соглашений.

При реализации проектов строительства (реконструкции, комплексного обустройства) автомобильных дорог Государственной компании на основе механизмов государственно-частного партнерства в состав указанных мероприятий включаются работы (услуги) по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований (для контрактов полного жизненного цикла), транспортных моделей, конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения долгосрочных инвестиционных соглашений, концессионных соглашений, а также работы (услуги) по сопровождению инвестиционных проектов Государственной компании на стадии строительства и (или) эксплуатации, включая обеспечение правового сопровождения и защиты инвестиционных проектов.

Комплекс мероприятий по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривает проведение мероприятий по инновационному развитию Государственной компании, определенных программой инновационного развития Государственной компании в рамках деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, переданных или передаваемых Государственной компании в доверительное управление, в части мероприятий по внедрению на автомобильных дорогах Государственной компании интеллектуальных транспортных систем, ориентированных в том числе на обеспечение движения высокоавтоматизированных транспортных средств.

В рамках Программы планируется реализация инвестиционных проектов, включающих комплекс работ по проектированию, подготовке территории, строительству (реконструкции) и комплексному обустройству автомагистралей и скоростных автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) для организации их эксплуатации:

М-1 "Беларусь" Москва - граница с Республикой Беларусь;

М-3 "Украина" Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной;

М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск;

М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург;

А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область);

М-12 "Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань";

строящиеся и реконструируемые участки автомобильных дорог для устранения "узких" мест на основных направлениях транспортных коридоров в Московской агломерации;

автомобильная дорога "Обход Адлера";

перспективные объекты опорной сети скоростных автомобильных дорог Российской Федерации;

автомобильная дорога "Казань - Екатеринбург" на участке Дюртюли - Ачит;

М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа;

А-108 "Московское большое кольцо" Дмитров - Сергиев Посад - Орехово-Зуево - Воскресенск - Михнево - Балабаново - Руза - Клин - Дмитров, на участке обхода городов Орехово-Зуево и Ликино-Дулево;

А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь;

строительство кольцевой скоростной автомобильной дороги на обходе Санкт-Петербурга, КАД-2 (Ленинградская область).

Программой предусматривается проведение работ по предпроектной проработке, проектированию (включая работы (услуги) по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований, транспортных моделей, конкурсной и контрактной документации для проведения инвестиционных и концессионных конкурсов), строительству и реконструкции автомобильных дорог, реализация которых предусмотрена Программой, и по перспективным проектам.

Государственная компания планирует участие в реализации ряда инвестиционно привлекательных проектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. К ним относятся проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, а также проекты строительства обходов городов, мостовых переходов и создание других искусственных сооружений.

При подготовке инвестиционных проектов к реализации Государственная компания осуществляет их структурирование в целях определения оптимальной конфигурации каждого из проектов, основных его участников и партнеров, условий их взаимоотношений, распределения рисков и ответственности, а также в целях применения наиболее эффективных форм и условий организации финансирования проекта на весь период его жизненного цикла. По результатам структурирования Государственная компания принимает решение о выборе организационно-контрактной схемы реализации инвестиционного проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одной из организационно-контрактных схем реализации инвестиционного проекта является концессионное соглашение, предусматривающее плату концедента. При этом осуществляется поэтапный возврат инвестированных концессионером средств на стадии эксплуатации через соответствующие платежи концедента, а вся выручка от сбора платы будет поступать в доход концедента. Для обеспечения необходимого уровня мотивации концессионера на качественное выполнение дорожных работ, увеличение межремонтных сроков, применение инновационных технологий, обеспечивающих повышение надежности и транспортно-эксплуатационных характеристик объекта, условиями концессионного соглашения устанавливается в том числе зависимость размера платежей концедента от транспортно-эксплуатационных показателей объекта концессионного соглашения.

Концессионное соглашение, предусматривающее сбор платы в доход концессионера (концессионное соглашение с прямым сбором платы), является еще одним видом применяемой Государственной компанией организационно-контрактной схемы реализации инвестиционных проектов. Это соглашение включает обязательства концессионера по выполнению комплекса работ по проектированию (опционально), строительству, передаче в собственность концедента после завершения строительства и эксплуатации (включая ремонт, капитальный ремонт, содержание) автомобильной дороги в течение срока действия соглашения, а также обеспечению финансирования (софинансирования) капитальных затрат за счет собственных и заемных средств. Источником финансирования затрат на стадии эксплуатации, а также возврата вложенных инвестиций концессионера на стадии строительства является плата за проезд, собираемая концессионером с пользователей автомобильной дороги.

Концессионные соглашения могут быть заключены по инициативе частных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Долгосрочные инвестиционные соглашения являются еще одной формой государственно-частного партнерства, используемой Государственной компанией при структурировании инвестиционных проектов, включающей полный цикл дорожных работ (рабочее проектирование, строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт, эксплуатация систем взимания платы и автоматизированных систем управления дорожным движением). Срок действия долгосрочного инвестиционного соглашения со дня его заключения составляет до 30 лет. По своему предмету, основным условиям финансирования и срокам реализации долгосрочные инвестиционные соглашения в целом аналогичны концессионным соглашениям, предусматривающим плату концедента, и отличаются от них условиями распределения имущественных прав на объекты, реконструкция и строительство которых завершены (в рамках долгосрочных инвестиционных соглашений объект инвестиционного соглашения и земельные участки под ним не передаются во владение и пользование исполнителю соглашения на стадии эксплуатации объекта), а также объемами привлекаемого внебюджетного финансирования, которое, как правило, по условиям этих соглашений не превышает 20-25 процентов общей стоимости реконструкции или строительства.

Особой разновидностью долгосрочного инвестиционного соглашения является такая форма контрактных отношений в дорожном хозяйстве, как операторское соглашение. Срок действия операторского соглашения со дня его заключения составляет, как правило, до 15 лет. Операторские соглашения могут включать в себя выполнение оператором работ по комплексному обустройству участков, в том числе по размещению систем взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением, а также по содержанию, ремонту, капитальному ремонту участков, организации сбора платы за проезд с пользователей, эксплуатации и техническому обслуживанию интеллектуальных транспортных систем. Помимо этого, условиями операторского соглашения предусматривается, как правило, обеспечение оператором полного или частичного финансирования работ по размещению систем взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением с последующим поэтапным возмещением Государственной компанией понесенных оператором затрат в соответствии с определенной соглашением нормой доходности на инвестированный капитал. Для обеспечения высокого уровня мотивации оператора на максимизацию выручки от сбора платы, а также для применения технологически эффективных решений предусматривается система бонусов (премирование оператора) за обеспечение сбора платы сверх установленных плановых показателей.

Заключение операторских соглашений предусматривается в отношении тех участков автомобильных дорог Государственной компании, работы по строительству или реконструкции которых завершены или находятся в завершающей стадии, однако требуется дооснащение указанных участков системами взимания платы и системами по управлению дорожным движением, либо для которых целесообразно привлечение одного оператора для обеспечения единых интегрированных решений для нескольких платных участков. В последнем случае операторские соглашения могут не предусматривать выполнение оператором работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту участков автомобильных дорог Государственной компании, если выполнение этих работ включено в ранее заключенные договоры о строительстве или реконструкции участков автомобильных дорог Государственной компании.

В основу планируемых операторских соглашений положен секционный принцип, который предусматривает привлечение операторов на участки протяженностью не менее 200-400 км, что соответствует международному опыту и позволит оптимизировать организацию работ по эксплуатации автомобильных дорог Государственной компании, систему сбора платы и автоматизированную систему управления движением на этой автомобильной дороге, в том числе за счет создания центров управления секциями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»