ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 30 июня 2023 года N ИН-02-05/46

О рекомендациях по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)



В целях гармонизации методологий и практики присвоения ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития), включая обеспечение их наглядности, прозрачности и сопоставимости между собой, Банк России направляет для применения рекомендации по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития) согласно приложению к информационному письму. Данные рекомендации распространяются на некредитные рейтинги и другие публичные оценки устойчивого развития.

Информационное письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Первый заместитель
Председателя Банка России
В.В.Чистюхин



Приложение
к информационному письму Банка России
о рекомендациях по разработке методологии
и присвоению ESG-рейтингов
(рейтингов устойчивого развития)
от 30 июня 2023 года N ИН-02-05/46



Рекомендации по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)



     1. Введение


Общественный интерес к быстрорастущему рынку ESG-рейтингов (публичных оценок экологических, социальных и экономических характеристик организации, финансового продукта или финансового инструмента) обусловлен несколькими причинами. Во-первых, ESG-рейтинги являются неотъемлемой частью политики перехода к низкоуглеродной экономике. Они позволяют оценить степень воздействия организаций на окружающую среду, а также подверженность самих организаций внешним рискам. Надежность и доверие к ESG-рейтингам являются необходимыми условиями их учета при принятии управленческих и инвестиционных решений. Кроме того, актуализация ESG-рейтингов во времени служит оценкой того, насколько принятые решения себя оправдали.

________________

ESG Ratings.

Во-вторых, ESG-рейтинги помимо перехода к низкоуглеродной экономике охватывают широкий круг вопросов, связанных с экономическим ростом, занятостью, равенством и иными вопросами устойчивого развития. ESG-рейтинги часто сравнивают с классическими кредитными рейтингами, однако потенциальное влияние ESG-рейтингов гораздо больше. Непротиворечивость, достоверность и своевременность ESG-рейтингов являются необходимыми условиями для будущего устойчивого роста российской экономики и глобальной экономики в целом.

В-третьих, присвоение ESG-рейтингов сопровождается некоторыми проблемами, решение которых призвано защитить права потребителей на финансовом рынке. Как для рейтингования в целом, так и для ESG-рейтингов характерны проблемы независимости, прозрачности, конфликта интересов. На методологическом уровне для эффективного применения ESG-рейтингов необходимо проработать их определение, минимальный набор факторов, сопоставимость и единую рейтинговую шкалу. Решение перечисленных задач позволит сохранить уверенность как пользователей ESG-рейтингов, так и самих рейтингуемых лиц в присвоенных оценках.

Наконец, ESG-рейтинги являются инструментом коммуникации с международным рынком. Они обеспечивают доступ к внешним рынкам и конкурентоспособность российской экономики. Определенная часть рейтингуемых лиц из России уже имеет ESG-рейтинги, присвоенные за рубежом. Публичность, наглядность и сравнимость ESG-рейтингов позволяют создать общую систему координат с внешнеэкономическими партнерами, качественные ESG-рейтинги призваны поддерживать и укреплять позиции на международном рынке.

Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) в 2021 году опубликовала доклад, посвященный ESG-рейтингам и ESG-данным. IOSCO понимает под ESG-рейтингами широкий спектр рейтинговых продуктов, которые выражают мнение об организации, финансовом инструменте, продукте, ESG-профиле, или характеристиках компании, или подверженности ESG-рискам (климатическим или окружающей среды), или влиянии на общество и окружающую среду, которые формируются с использованием ранжирования рейтинговых категорий вне зависимости от того, называет ли их рейтингами поставщик услуг. Под ESG-данными (ESG Data Products) IOSCO понимает широкий перечень данных, которые предлагаются для оценки ESG в целом или отдельных факторов в отношении организации, финансового инструмента, продукта, ESG-профиля, или характеристик компании, или подверженности ESG-рискам (климатическим или окружающей среды), или влияния на общество и окружающую среду вне зависимости от того, называет ли их ESG-данными поставщик услуг.

________________

Environmental, Social and Governance (ESG) Ratings and Data Products Providers. Final Report N FR09/21. The International Organization of Securities Commissions, 2021. https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD690.pdf.

Анализируя состояние рынка ESG-рейтингов и ESG-данных, IOSCO отмечает необходимость регулирования рынка ESG-рейтингов и наблюдения за ним. В ряде юрисдикций, включая Японию, Индию, Европейский союз и Великобританию, рассматриваются варианты повышения качества оценок, в том числе возможность принятия нормативных актов, регулирующих рейтинги устойчивого развития. Готовящимися изменениями в Принципы корпоративного управления "Группы двадцати"/ОЭСР отмечается важность ESG-рейтингов и индексов, так как они способны оказывать значительное влияние на политику компаний в области корпоративного управления и устойчивого развития через методологии присвоения рейтинга и включения в индекс. По этой причине методологии должны быть прозрачными и общедоступными для клиентов и участников рынка. Это особенно важно, когда ESG-рейтинги и индексы используются для целей государственного регулирования. Кроме того, ОЭСР отмечает, что метрики и методологии, используемые для оценки ESG, разнообразны. Методологии ESG-рейтингов (далее - методологии) могут различаться в зависимости от того, как собираются данные, какие источники информации используются (публичное раскрытие, вопросники или данные третьих лиц), как обрабатывается собранная информация, как взвешиваются количественные или качественные факторы и как устанавливаются подкатегории метрик.

________________

Организация экономического сотрудничества и развития.

См. рабочий доклад ОЭСР Institutional Investors and Stewardship, 2022.

С учетом развития аналогичных тенденций на отечественном рынке Банк России подготовил настоящие рекомендации в целях повышения качества методологии и развития практики присвоения ESG-рейтингов. Следование настоящим рекомендациям позволит сделать присвоение ESG-рейтингов более объективным и независимым. Содержание настоящих рекомендаций гармонизировано с рекомендациями Банка России по раскрытию нефинансовой информации (информационное письмо Банка России от 12.07.2021 N ИН-06-28/49 "О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ").

Целью настоящих рекомендаций является гармонизация ESG-рейтингов. Она предполагает обеспечение наглядности ESG-рейтингов, их прозрачности и сопоставимости между собой. Для гармонизации ESG-рейтингов Банк России считает необходимым решить ряд методологических проблем, включая унификацию определения ESG-рейтингов, установление минимального набора элементов, введение единой рейтинговой шкалы для всех лиц, присваивающих ESG-рейтинги. Настоящие рекомендации распространяются на рейтинги, не являющиеся кредитными рейтингами, а также другие публичные оценки устойчивого развития.

В настоящих рекомендациях под ESG-рейтингом (рейтингом устойчивого развития) понимается выраженное публично независимое внешнее мнение о профиле рейтингуемого лица (организации или эмитента) - количественных и качественных характеристиках его деятельности в области устойчивого развития - на дату присвоения ESG-рейтинга, а также об управлении и подверженности рейтингуемого лица рискам устойчивого развития на горизонте от одного года до трех лет. В ESG-рейтинге необходимо совмещать как оценку потенциального воздействия рейтингуемого лица на окружающую среду и общество, так и оценку подверженности рейтингуемого лица рискам устойчивого развития на обозначенном горизонте. В рамках концепции "двойной существенности" оба вида оценки обладают взаимным влиянием. Вклад отдельных рисков устойчивого развития в ESG-рейтинг может быть идентифицирован на основе раскрытия информации об ESG-элементах.

________________

Концепция "двойной существенности" резюмирует ценность раскрытия информации об учете организацией ESG-факторов и связанных с ними рисков и возможностей и их влияния на финансовые результаты общества, а также информации о воздействии организации на внешний мир - окружающую среду (в том числе на климат), социальную сферу и экономику (информация в области устойчивого развития). Согласно данной концепции ESG-факторы, риски и возможности, связанные с указанными факторами, могут с высокой вероятностью привести к изменению финансовых показателей, поэтому соответствующие вопросы находятся прежде всего в фокусе внимания акционеров и инвесторов. Вместе с тем воздействие общества на окружающую среду (в том числе на климат), социальную сферу и экономику, деятельность общества в области достижения целей устойчивого развития имеет значение для существенно более широкого круга заинтересованных лиц, которые также могут оказывать существенное влияние на создание обществом долгосрочной стоимости. В международной практике используется термин double materiality. См.: Report on Sustainability-related Issuer Disclosures. Final Report. OICU-IOSCO. The International Organization of Securities Commissions, June 2021. https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD678.pdf; Communication from the European Commission. Guidelines on reporting climate-related information, 17.06.2019, C(2019) 4490 final https://ec.europa.eu/finance/docs/policy/190618-climate-related-information-reporting-guidelines_en.pdf.

Настоящие рекомендации предназначены для следующих целевых аудиторий:

Кредитные рейтинговые агентства как основные участники ESG-рынка.

Прочие лица, не относящиеся к кредитным рейтинговым агентствам, которые также оказывают услуги по оценке устойчивого развития.

Финансовые организации, непублично оценивающие клиентов. Для внутренних целей своей деятельности они могут применять настоящие рекомендации или их отдельные положения.

Рейтингуемые лица, которым необходимо понимать критерии их оценки и перспективы улучшения деятельности.

Субъектом методологии выступают юридические лица как наиболее массовый сегмент ESG-рейтингов. Настоящие рекомендации не предназначены для оценки органов государственной власти, органов местного самоуправления или финансовых инструментов. Настоящие рекомендации содержат модельную методологию и могут быть использованы в качестве руководства для лиц, оказывающих услуги по оценке устойчивого развития, разработки ими собственных методологий.

     2. Организационные вопросы и рейтинговая практика


Организация работы и практика присвоения ESG-рейтингов - не менее важные вопросы, чем методология. В основе рейтинговой деятельности лежит Кодекс основ поведения кредитных рейтинговых агентств (Code of Conduct Fundamentals for Credit Rating Agencies), изданный IOSCO в 2015 году и нашедший отражение в национальном законодательстве ряда юрисдикций, включая Российскую Федерацию. Его основные положения повторяет Кодекс поведения провайдеров оценки и данных в области ESG (The Code of Conduct for ESG Evaluation and Data Providers), выпущенный Агентством по финансовым услугам Японии в 2022 году. К наиболее важным принципам рейтинговой деятельности в области устойчивого развития относятся прозрачность ESG-рейтингов, развитие компетенций, минимизация конфликтов интересов и коммуникация с пользователями и рейтингуемыми лицами. С учетом международного опыта Банк России рекомендует следовать принципам и процедурам, описанным в следующем разделе.

________________

Code of Conduct Fundamentals for Credit Rating Agencies. Final Report N FR05/2015. The International Organization of Securities Commissions, 2015. https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD482.pdf.

The Code of Conduct for ESG Evaluation and Data Providers. Financial Services Agency, The Japanese Government, 2022. https://www.fsa.go.jp/news/r4/singi/20221215/02.pdf.

     2.1. Обеспечение качества и прозрачности ESG-рейтингов


Лицам, оказывающим услуги по оценке устойчивого развития, рекомендуется разработать и опубликовать в открытом доступе методологию, включая терминологию и оценку элементов каждой компоненты. Необходимо, чтобы методология представляла собой внутренний стандарт, обеспечивающий осуществление рейтинговых действий на высоком уровне качества вне зависимости от квалификации персонала, отвечающего за присвоение ESG-рейтингов. Методологию рекомендуется пересматривать на регулярной (ежегодной) основе, анализируя ошибки и неточность оценок в случае несоответствия процедур и результатов оценки.

В отношении каждой компоненты и ее элементов необходимо определить процедуры сбора данных, их обработки и оценки. Присвоение ESG-рейтинга рекомендуется осуществлять на унифицированной и сопоставимой основе вне зависимости от исходной информации (оценки на основе общедоступной информации, использовании данных опросов или третьих лиц), субъекта (организации) и вознаграждения (услуг по подписке пользователей или платежа организации).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»