Действующий

О внедрении Единой модели профессиональной ориентации

Участие детей с ОВЗ и инвалидностью


Профориентационный минимум предусматривает создание специальных условий для участия отдельных групп и категорий обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Общеобразовательным организациям, реализующим как основные, так и адаптированные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также адаптированные основные образовательные программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рекомендуется предусмотреть отдельные направления профориентационной работы с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также на основе организации межведомственного взаимодействия.

________________

См. "Методические рекомендации для педагогов по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ": https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/j1/.


Настоящие методические рекомендации не предназначены для использования в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в том числе в школах - участниках федерального проекта "Современная школа" Национального проекта "Образование".

________________

Подробнее о проекте: https://ikp-rao.ru/meropriyatie-federalnogo-proekta-sovremennaya-shkola-nacionalnogo-proekta-obrazovanie/.


В рамках профориентационной работы всем участникам доступен методический инструментарий, адаптированный по содержанию для трех возрастных категорий (6-7, 8-9, 10-11 классы) и следующих нозологических групп (возможно объединение некоторых групп):


нарушение зрения (слабовидящие) - это обучающиеся, получающие основное общее образование по вариантам 4.1 и 4.2 федеральной адаптированной образовательной программы, а также среднее общее образование;

нарушение зрения (слепые) - это обучающиеся, получающие основное общее образование по вариантам 3.1 федеральной адаптированной образовательной программы, а также среднее общее образование;

________________

Для данной нозологии в рамках проекта "Билет в будущее" методический инструментарий не предусмотрен.


нарушение слуха (глухие) - это обучающиеся, получающие основное общее образование по вариантам 1.1, 2.1, 2.2.1 федеральной адаптированной образовательной программы, а также среднее общее образование;

нарушение слуха (слабослышащие) - это обучающиеся, получающие основное общее образование по вариантам 1.1, 2.1, 2.2.1 федеральной адаптированной образовательной программы, а также среднее общее образование;

нарушение опорно-двигательного аппарата (мобильные) - это обучающиеся, получающие основное общее образования по варианту 6.1 федеральной адаптированной образовательной программы, а также среднее общее образование;

нарушение опорно-двигательного аппарата (маломобильные/передвигающиеся на кресле-коляске) - это обучающиеся, получающие основное общее образование по варианту 6.1 федеральной адаптированной образовательной программы, а также среднее общее образование;

задержка психического развития - это обучающиеся, получающие основное общее образование по федеральной адаптированной образовательной программе;

расстройства аутистического спектра - это обучающиеся, получающие основное общее образование по варианту 8.1 федеральной адаптированной образовательной программы, а также среднее общее образование;

интеллектуальные нарушения - это обучающиеся, получающие образование по первому варианту федеральной адаптированной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

общие заболевания - это обучающиеся с инвалидностью, не имеющие статуса ОВЗ, получающие основное общее образование по федеральной образовательной программе основного общего образования, а также среднее общее образование;

тяжелое недоразвитие речи - это обучающиеся, получающие основное общее образование по варианту 5.1 федеральной адаптированной образовательной программы.

Для проведения мероприятий по профессиональному выбору, в которых могут принять участие обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, разработана матрица соответствия возможностям представителей разных нозологических групп - тем или иным предметным областям труда, профессиональным средам профориентационных мероприятий, а также компетенциям чемпионатов "Абилимпикс". Данная матрица отражает возможность проведения практических мероприятий по данным компетенциям (см. Приложение 14). Также приводятся общие рекомендации по реализации мероприятий профессионального выбора для данной аудитории (см. Приложение 15).

Для более эффективного осуществления профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью рекомендуется привлекать базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в субъектах РФ. Ресурсы данных организаций позволяют организовывать и осуществлять мероприятия по профессиональному выбору с учетом специфических особенностей развития и возможностей этих категорий обучающихся.

Участие в мероприятиях по профессиональному выбору обучающихся с ОВЗ и инвалидностью возможно как совместно с обучающимися без ОВЗ, если это не создает трудностей при проведении мероприятий, так и отдельно. При этом возможно объединение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в группы по 5-6 человек по нозологиям.

Необходимо соблюдение следующих основных специальных условий при организации мероприятий по профессиональному выбору для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:


со стороны площадок проведения профориентационных мероприятий: