Действующий

О внедрении Единой модели профессиональной ориентации

Описание профориентационных мероприятий


Профориентационный урок


Профориентационные уроки ориентированы на разные возрастные группы обучающихся с 6 по 11 класс, для каждого класса они разрабатываются с учетом возрастных норм и актуальности профориентационных задач, стоящих перед учащимися. Так, при работе с 6-7 классами актуальнее всего - представить широкий контекст профессионального выбора, рассказать о значимости труда в жизни человека и способы профессионального выбора, рассмотреть предпрофильные направления обучения, возможности ДО, темы проектных работ. В 8-9 классах стоит обратить внимание на выбор уровня профессионального образования, содержание основных и востребованных профессий. В 10-11 классах среди важных для рассмотрения тем - выбор направления профессионального обучения и соответствующих предметов для вступительных испытаний, особенности поступления в образовательные организации СПО и ВО, старт профессиональной карьеры.

Рекомендуемая продолжительность урока - не менее 45 минут. В каждый урок встраиваются интерактивные элементы: вопросы по теме урока, тестирование/опрос с целью организации взаимодействия педагога-навигатора с обучающимися. Во время урока школьники имеют возможность решить в классе и/или в качестве домашнего задания профориентационные упражнения.

Пример профориентационного урока описан в Приложении 4.

Профориентационная онлайн-диагностика


Онлайн-диагностика проводится по методике, позволяющей оценить интересы обучающегося, и на этой основе рекомендовать профиль обучения и профессиональные группы. Оценка профессиональных склонностей и соответствующей профильной направленности проводится в трех возрастных группах: 6-7, 8-9 и 10-11 классы.

После получения результатов диагностики необходимо проведение групповой консультации (допускается использование формата видео-консультации). В зависимости от возраста и стоящих перед обучающимися профориентационных задач, методики отличаются в отношении рекомендаций, которые даются в отчете по итогам тестирования.

Общая структура методики диагностики

По итогам тестирования на Платформе автоматически формируется индивидуальный отчет для обучающегося, содержащий следующую информацию:


графическое представление результатов с описанием профессиональных склонностей (шкальный профиль, стандартизированные баллы);

рекомендации по выбору профиля обучения и профессиональных направлений;

текстовые описания рекомендованных профилей обучения и рекомендуемых профессиональных направлений, представленных в тесте;

дополнительные рекомендации по итогам тестирования: выбор уровня образования (8-9 классы), перечень рекомендуемых учебных предметов для сдачи ЕГЭ в рамках каждого профиля обучения (10-11 классы).

По итогам профориентационной диагностики на Платформе автоматически создаются две формы отчета: для обучающегося и родителя/законного представителя и общий отчет для школы, в котором представлена статистика по обучающимся (распределение интересов по профессиональным направлениям и профилям обучения, профессиональные предпочтения и т.д.).


Версии методики для онлайн-диагностики

Основной акцент для 6-7 классов - помощь в выборе направлений предпрофильного обучения и программ углубленного изучения отдельных предметов.


Основной акцент для 8-9 классов - выбор профиля обучения, уровня обучения и профессионального направления.


Основной акцент для 10-11 классов - выбор профиля дальнейшего обучения, профильных предметов для сдачи ЕГЭ, профессиональных направлений.


Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью используются адаптированные методики для 6-7, 8-9 и 10-11 классов по следующим 11 нозологическим группам: нарушение зрения (слепые и слабовидящие); нарушение слуха (глухие и слабослышащие, позднооглохшие); нарушение опорно-двигательного аппарата (мобильные и маломобильные); общие заболевания (нарушение дыхательной, пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы и т.д.), задержка психического развития (легкая степень); тяжелое недоразвитие речи; расстройства аутистического спектра, интеллектуальные нарушения (легкая степень).


Пример описания профилей обучения приведен в Приложении 5.