Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 371-ФЗ) введены единые для Российской Федерации федеральные основные общеобразовательные программы, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России.
_________________
Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО, при совместном упоминании - ФООП).
_________________
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, N 71762, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220053).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, N 71764, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220024).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, N 71763, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220051).
Согласно статье 12 Федерального закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, (далее - образовательные организации) разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и соответствующими ФООП.
Вопросы | Ответы |
1. В какие сроки образовательные организации должны перейти на ФООП? Для каких классов введение ФООП является обязательным? | Разъяснения о порядке введения ФООП содержатся в методических рекомендациях, направленных в субъекты Российской Федерации письмом Минпросвещения России от 3 марта 2023 г. N 03-327. |
При этом несмотря на то, что в 2023/24 учебном году 11 классы могут продолжить обучение по учебным планам, соответствующим ФГОС среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) до вступления в силу изменений 2022 года, рабочие программы по обязательным для непосредственного применения учебным предметам (русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ), уже включенным в учебный план 11 классов, должны быть приведены в соответствие с федеральными рабочими программами по этим учебным предметам в части содержания и планируемых результатов. Так, например, в содержание федеральной рабочей программы по литературе в 11 классе включены обязательные для изучения произведения В.О.Богомолова "В августе сорок четвертого", А.А.Фадеева "Молодая гвардия", значит, в рабочую программу по литературе в 11 классе в 2023/24 учебном году в обязательном порядке должно быть включено изучение этих произведений. | |
При этом если учебный предмет (например, география) не был включен в учебный план 11 класса в 2023/24 учебном году, дополнительно включать его не нужно. | |
2. В соответствии с ч.6.1. статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ ООП образовательных организаций должны разрабатываться в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП. ФОП НОО, ООО сформированы в соответствии с обновленными ФГОС начального общего и основного общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО). Значит ли это, что со следующего 2023/24 учебного года все | Содержание и планируемые результаты включенных в ФОП НОО и ФОП ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам соответствует требованиям обновленных ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286) и ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287) |
образовательные организации должны перейти на обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО во всех классах с 1 по 9? | Такой подход позволит достичь в короткие сроки единообразия при организации учебного процесса. |
3. Могут ли обучающиеся 11 класса в следующем 2023/24 учебном году продолжить обучение по учебному плану, составленному на уровень среднего общего образования в 2022 году в соответствии с ФГОС СОО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (в редакции от 11.12.20 N 712), то есть без введения в учебный план всех 13 обязательных предметов? Как будет осуществляться переход на ФОП СОО в этом случае? | В соответствии с пунктом 27.20 приказа Минпросвещения России от 23 ноября 2022 г. N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" образовательная организация до 1 сентября 2025 г. может реализовывать учебный план соответствующего профиля обучения для обучающихся, принятых на обучение на уровень среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (в редакции приказа Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. N 712). |
| |
4. В соответствии с методическими рекомендациями (письмо Минпросвещения от 3 марта 2023 года N 03-327) не позднее 1 сентября 2023 года ООП образовательных организаций должны быть приведены в соответствие с ФООП. В настоящее время в образовательных организациях разработаны и утверждены образовательные программы по действующим и | Введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. |
по обновленным стандартам (по две программы на каждый уровень образования). До 1 сентября 2023 г. образовательной организации необходимо разрабатывать свои новые ООП или вносить изменения в старые ООП? | При этом в случае ООП начального общего образования, соответствующей ФГОС НОО, утвержденному приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, содержание и планируемые результаты рабочих программ по отдельным учебным предметам можно приводить в соответствие федеральным рабочим программам по соответствующим учебным предметам на уровень начального общего образования. |
5. Какие разделы ФООП являются обязательными для непосредственного применения образовательной организацией? | Согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир" (начальное общее образование), "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности" (основное общее и среднее общее образование). |
Вместе с тем образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП (статья 12 Федерального закона N 273-ФЗ). | |
Кроме того, конструктор рабочих программ (https://edsoo.ru/constructor/), разработанный ФГБНУ ИСРО, позволяет педагогическим работникам при разработке собственной рабочей программы вносить изменения в рабочие программы в части тематического планирования, перераспределяя часы на освоение той или иной темы в зависимости от условий в конкретном классе образовательной организации. | |
6. Если образовательная организация решила не разрабатывать свою ООП, то как использовать ФООП? | Согласно статье 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и соответствующими ФООП. |
В ООП разработанная на федеральном уровне учебно-методическая документация может включаться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки администрацией и педагогическими работниками учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ по учебным предметам, в том числе с учетом имеющегося опыта реализации образовательных программ. | |
Таким образом, ООП, разработанная образовательной организацией в соответствии с ФООП, должна также соответствовать требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО к структуре ООП и содержать в том числе: программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС; часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений. | |
7. Должна ли образовательная организация использовать федеральный учебный план соответствующего уровня образования в неизменном виде или может вносить в него изменения? | В ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО представлены варианты федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного чтения и родной литературы на родном языке, изучения второго иностранного языка для 5-ти и 6-ти дневной учебной недели. |
При разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение (часть 6.2 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ). | |
Образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов. | |
ФООП предусматривают возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. |
8. Нужно ли их включать в учебный план учебные предметы "Родной язык", "Литературное чтение на родном языке", "Родная литература" и в каких классах? Сохраняются ли предметы "Родной язык" и "Родная литература" в учебном плане профильных классов на уровне среднего общего образования? | В соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО учебные предметы "Родной язык", "Литературное чтение на родном языке", "Родная литература" являются обязательными для изучения. |
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся при разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на изучение родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации. | |
9. Учебному предмету "ОДНКНР" в учебном плане ООО образовательной организации было отведено по 1 часу на уровень (только в 5 классе). В ФОП ООО предусмотрено 2 часа (5 и 6 классы). В классах, где этот предмет изучался только 1 час, надо добавлять в учебный план ещё 1 час? | В случае, если в 2022/23 учебном году учебным планом предусматривалось изучение учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в 5 классе (один час в неделю), то в 2023/24 учебном году в 6 классе на изучение ОДНКНР достаточно отводить один час в неделю, предусмотренный федеральным учебным планом. |
Какие учебники или учебные пособия можно использовать по учебному предмету "ОДНКНР"? | Во исполнение Федерального закона N 371-ФЗ изменены подходы к разработке и внедрению в образовательный процесс учебных изданий. |
В свою очередь, сохранит силу действующий Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699). | |
Кроме того, срок использования линеек учебников из нового ФПУ N 858, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего образования, составляет четыре года, основных образовательных программ основного общего образования - пять лет, программ среднего общего образования - два года. | |
10. В федеральных учебных планах указано количество часов для каждого предмета в зависимости от уровня его изучения. Может ли образовательная организация в рамках введения ФООП при формировании учебного плана увеличить количество часов на изучение отдельных предметов? | В соответствии с ФГОС в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы. |
Вместе с тем необходимо соблюдать условие: содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП. | |
11. Учебный предмет "Вероятность и статистика" вводится только в 7 классе или сразу в 7, 8, 9 классах? Это отдельный предмет или курс внутри одного учебного предмета "Математика"? Как организовать обучение по предмету "Вероятность и статистика" в условиях постепенного перехода учеников 5-9 классов на обновленный стандарт, | При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета на соответствующем уровне общего образования необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования (переходный период). |
чтобы предмет был освоен в полном объеме? | Также возможно использование ресурса часов внеурочной деятельности, что позволило бы в большей степени реализовать деятельностный и практико- |
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации для использования при реализации образовательных программ выбирают учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699. | |
12. Какие учебники закупать для реализации обновленных ФГОС и ФООП? Только те, что есть в федеральном перечне учебников? | Разъяснения об обеспечении учебными изданиями были направлены в субъекты Российской Федерации письмом Минпросвещения России от 21 февраля 2023 г. N АБ-800/3. |
При этом последовательный цикл "разработка - экспертиза - апробация - доработка - включение в ФПУ" учебника и разработанного с ним в комплекте учебного пособия занимает не менее 2 лет. В течение этого периода будет действовать федеральный перечень учебников, в который включены учебники, не имеющие комплектных учебных пособий, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (далее - новый ФПУ N 858). | |
Вместе с тем образовательные организации выбирают учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699. | |
13. ФООП определяют 34 учебных недели в учебном году. Но это невозможно при требовании начать учебный год 1 сентября и завершить учебный год 20 мая. | ФООП включают федеральный календарный учебный график, которым определено, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. |
При этом в указанном федеральном календарном учебном графике понятие "учебная неделя" соотносится с понятием "рабочая неделя" (установленная трудовым законодательством продолжительность работы в течение календарной недели). | |
14. Введение ФООП требует методической поддержки. Где и каким образом регион, муниципалитет, образовательная организация, педагог могут получить методическую помощь? | В поддержку руководителей и педагогических работников организована системная работа по методическому сопровождению введения ФООП. |
В целях научно-методического сопровождения обновления содержания общего образования ФГБНУ ИСРО по заданию Минпросвещения России в 2023 году проводятся следующие мероприятия, направленные на сопровождение внедрения ФООП: | |
подготовка рабочих программ по организации внеурочной деятельности для общего образования, в том числе по организации начальной военной подготовки, программы "Россия - моя история", по организации профильного обучения, а также программ для детей, испытывающих трудности в обучении; | |
Вся необходимая информация по планируемым методическим мероприятиям и разработанные методические материалы будут размещаться на портале "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru/). | |
15. ООП всех образовательных организаций должны быть приведены в соответствие с ФООП. Не увеличит ли введение федеральных программ документарную нагрузку на педагогических работников? | Для удобства педагогов и образовательных команд школ, снижения документарной нагрузки разработаны онлайн-сервисы - конструкторы по созданию рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/ и учебных планов https://edsoo.ru/Konstruktor_uchebnih_pla.htm. |
16. Какие разделы/части ООП образовательная организация должна разработать полностью самостоятельно? | Согласно части 6.1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП. |
Структура ООП образовательной организации должна соответствовать требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО к структуре ООП соответствующего уровня образования. |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка