Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 3 марта 2023 года N 03-327
О направлении информации
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ (утверждены приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования", от 16 ноября 2022 г. N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" и от 23 ноября 2022 г. N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (зарегистрированы Минюстом России 22 декабря 2022 г. N 71762, N 71764 и N 71763) (далее - ФООП), план-график мероприятий Минпросвещения России по введению ФООП, примерный план-график мероприятий введения ФООП субъекта Российской Федерации, критерии готовности системы образования субъекта Российской Федерации к введению ФООП, критерии готовности образовательной организации к введению ФООП.
Департамент просит довести прилагаемую информацию до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных организаций, а также включить вопросы введения ФООП в содержание программ повышения квалификации, реализуемых региональными организациями дополнительного профессионального образования.
Директор Департамента
М.А.Костенко
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 6_1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО).
________________
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2022, N 71762).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2022, N 71764).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2022, N 71763).
ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО разработаны в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2022 г. N 874.
________________
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ" (зарегистрирован в Минюсте России 02.11.2022, N 70809).
Целью представленных методических рекомендаций является подготовка к введению и реализации федеральных основных общеобразовательных программ (далее - ФООП) с 1 сентября 2023 года.
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 371-ФЗ) введены единые для Российской Федерации ФООП, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России.
________________
Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
При этом согласно статьям 1, 2 Федерального закона N 371-ФЗ термин "примерные образовательные программы" на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Федерального закона N 273-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10_1 статьи 2 Федерального закона 273-ФЗ федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами.
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
Важно отметить, что общеобразовательные организации согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир" (начальное общее образование), "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности" (основное общее и среднее общее образование).
При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
При этом, по-прежнему, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы "Родной язык", "Литературное чтение на родном языке", "Родная литература" и "Второй иностранный язык" могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий (федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 и от 31 мая 2021 г. N 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413) (далее - соответственно ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО).
Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.
ФООП состоят из трех разделов:
целевого, который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
содержательного, который включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий, федеральную рабочую программу воспитания;
организационного, который определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы и включает: федеральный учебный план, план внеурочной деятельности, федеральный календарный учебный график и федеральный календарный план воспитательной работы.
Такая структура ФООП соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) к структуре основной образовательной программы.
При этом в структуре ФООП отсутствует раздел, содержащий требования к условиям реализации федеральных основных общеобразовательных программ. Соответствующий раздел основных общеобразовательных программ, включая финансовые, кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации образовательных программ, формируется образовательной организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у неё условий и возможностей.
Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определены в ФГОС общего образования и включают:
общесистемные требования;
требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
При этом необходимо учитывать требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. N 62296) (далее - СанПиН 1.2.3685-21), а также санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. N 61573) (далее - СП 2.4.3648-20).
Функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации должно соответствовать Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
При этом необходимо учитывать региональные/муниципальные нормы и требования в случае их закрепления нормативными правовыми актами.
В настоящее время содержательный раздел федеральной образовательной программы начального общего образования (далее - ФОП НОО) включает федеральные рабочие программы учебных предметов "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир".
Содержательные разделы утвержденных федеральной образовательной программы основного общего образования (далее - ФОП ООО) и федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее - ФОП СОО) включают федеральные рабочие программы учебных предметов "Русский язык", "Литература", "Обществознание", "История", "География", "Основы безопасности жизнедеятельности".
Работу по включению в ФООП федеральных рабочих программ по остальным учебным предметам, являющимся обязательными для изучения в соответствии с требованиями ФГОС, планируется завершить до 1 июня 2023 года.
В содержательных разделах ФООП реализован принцип единства образовательного пространства и преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования, выраженный в том числе в детализированном описании планируемых личностных и метапредметных результатов за весь период обучения на отдельном уровне общего образования, а также планируемых предметных достижений обучающегося за каждый год обучения.
В ФОП ООО предусмотрена возможность изучения учебных предметов ("Математика", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология") на углубленном уровне за счет добавления учебных часов, из части федерального учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
Для реализации модуля "Введение в Новейшую историю России" в учебном курсе "История России" количество часов на изучение учебного предмета "История" в 9 классе рекомендуется увеличить на 14 учебных часов.
При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета на соответствующем уровне общего образования необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования (переходный период).
Так, например, программой учебного предмета "Математика" и федеральным учебным планом, как в рамках базового уровня, так и углубленного уровня, предусмотрено введение в 7-9 классах нового учебного курса "Вероятность и статистика". ФОП ООО определено введение данного курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени начиная с 7 класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС основного общего образования учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса "Вероятность и статистика" целесообразно организовать в рамках учебного курса "Алгебра", для чего следует добавить в него вероятностно-статистическое содержание, предусмотренное программой к изучению в настоящий и предшествующие годы обучения, а также добавить один час в учебный план.
Также возможно использование ресурса часов внеурочной деятельности, что позволило бы в большей степени реализовать деятельностный и практико-ориентированный подходы к овладению содержанием учебного курса "Вероятность и статистика". При этом обращаем внимание на необходимость организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по указанному курсу.
При этом в учебном плане образовательной организации, а также при ведении классного журнала в 7-9 классах указывается наименование конкретного учебного курса "Алгебра", "Геометрия" или "Вероятность и статистика", а при выставлении итоговой оценки в аттестат указывается наименование учебного предмета "Математика" и проставляется оценка как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника.
В случае если в 2022-2023 учебном году в образовательной организации не реализовывалось преподавание в 5 классе учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" при внедрении ФОП ООО целесообразно предусмотреть в учебном плане 6 класса помимо одного часа, предусмотренного федеральным учебным планом, дополнительно один час в неделю в рамках внеурочной деятельности на освоение образовательной программы по учебному предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" за 5-6 классы в течение одного учебного года.
В ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО представлены варианты федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного чтения и родной литературы на родном языке, изучения второго иностранного языка для 5-ти и 6-ти дневной учебной недели.
Для каждого из профилей обучения на уровне среднего общего образования предлагается учебный план с учетом соблюдения требований ФГОС среднего общего образования: включение не менее 13 учебных предметов ("Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История", "Обществознание", "География", "Физика", "Химия", "Биология", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности") и изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне.