Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 22 мая 2023 года N 03-870
О направлении информации
В дополнение к письму от 3 марта 2023 г. N 03-327 Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) сообщает.
Одно из ключевых направлений развития системы образования страны - формирование единого образовательного пространства. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации в стране ведется планомерная работа по обновлению содержания общего образования.
Единые подходы к формированию содержания образования, единые стандарты и единая система мониторинга - это гарантия доступности ресурсов, равенства условий и возможностей для обучающихся, и, как следствие, гарантия повышения качества образования.
Для формирования единого образовательного пространства разработаны и приняты стратегически важные документы, касающиеся содержания образования: обновлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), утверждены федеральные основные общеобразовательные программы.
В настоящее время разработаны все необходимые рабочие программы по учебным предметам, программы по внеурочной деятельности, типовой комплект методических документов для образовательной организации. В помощь учителю разработаны методические пособия, интерактивные кейсы, тематический классификатор.
_________________
https://edsoo.ru/
В обновленных ФГОС обозначены чёткие ориентиры в части предметных результатов, а также ожидаемые результаты духовного, патриотического, личностного развития детей. Обновление ФГОС позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
В 2022/23 учебном году все 1 и 5 классы обучаются по обновленным ФГОС. Анализ имеющихся в школах ресурсов для перехода на обновленные ФГОС показал, что переход на обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования целесообразно осуществить за два года и завершить его к 2024/25 учебному году. Такой подход позволит достичь в короткие сроки единообразия при организации учебного процесса.
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 371-ФЗ) введены федеральных основных общеобразовательных программ (далее - ФООП).
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Таким образом, федеральные основные общеобразовательные программы рекомендуется сокращать как ФООП, федеральную образовательную программу начального общего образования, федеральную образовательную программу основного общего образования, федеральную образовательную программу среднего общего образования ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО.
Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона N 371-ФЗ термин "примерные образовательные программы" на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
ФООП утверждены приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 992, от 16 ноября 2022 г. N 993, от 23 ноября 2022 г. N 1014.
Введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
При этом в 2023/24 учебном году 11 классы могут продолжить обучение по учебным планам, соответствующим ФГОС среднего общего образования до вступления в силу изменений 2022 года. При этом образовательная организация приводит в соответствие с федеральной образовательной программой среднего общего образования (далее - ФОП СОО) рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план. Так, если предмет не был включен в учебный план 11 класса (например, география), дополнительно его включать не нужно.
Образовательные организации в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в начальной школе, по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ в основной и средней школе, которые в настоящее время являются частью утвержденных ФООП.
При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета.
В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных программ.
При этом можно выбрать один из вариантов:
1) разработать новые основные образовательные программы;
2) внести изменения с действующие основные образовательные программы.
На уровне среднего общего образования необходимо разработать и утвердить основную образовательную программу, соответствующую обновленному ФГОС среднего общего образования и ФОП среднего общего образования, и внести изменения в действующую основную образовательную программу среднего общего образования в части содержания и планируемых результатов по отдельным учебным предметам, включенным в учебный план 11 класса на 2023/24 учебный год.
Основой для разработки федеральных рабочих программ по учебным предметам являются примерные рабочие программы, которые были доработаны, скорректированы с учетом мнения экспертов, предложений и замечаний профессионального сообщества, институтов развития образованием, региональных органов исполнительной власти в сфере образования, Российской академии образования и в соответствии с требованиями к нормативным документам.
Для подготовки учителей к переходу на обновленные ФГОС и реализацию образовательных программ в соответствии с обновленными стандартами организована апробация рабочих программ по учебным предметам для "мягкого" погружения педагогов в их содержание.