ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 мая 2023 года N 1241-р
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию нефтегазохимического комплекса Российской Федерации на период до 2025 года (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
осуществлять при необходимости взаимодействие с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями при выполнении плана;
раз в полугодие, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, начиная с августа 2023 г., представлять в Минэнерго России информацию о ходе реализации плана.
3. Минэнерго России ежегодно, до 31 марта года, следующего за отчетным годом, на основе информации, полученной в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 настоящего распоряжения, представлять в Правительство Российской Федерации отчет о ходе реализации плана.
4. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 348-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 11, ст.1154);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 304-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 8, ст.1071);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 января 2021 г. N 41-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 4, ст.702).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
План мероприятий ("дорожная карта") по развитию нефтегазохимического комплекса Российской Федерации на период до 2025 года
Нефтегазохимический комплекс Российской Федерации имеет стратегическое значение для экономики страны, так как является ключевым драйвером промышленного роста за счет мультипликативного эффекта, действующего в первую очередь на потребляющие отрасли.
Государственная поддержка для нефтегазохимического комплекса Российской Федерации является ключевым инструментом, который позволит реализовать его потенциал и достигнуть целей, предусмотренных в документах стратегического планирования в сфере топливно-энергетического комплекса.
В результате проведенного анализа технологий в нефтегазохимии отмечена необходимость внедрения в нефтегазохимическом комплексе Российской Федерации отечественных высококвалифицированных способов переработки полупродуктов и побочных по отношению к низшим олефинам продуктов, получаемых на установках пиролиза, являющихся основным источником сырья для химической промышленности высоких переделов.
В целом проведенный анализ показал, что в Российской Федерации имеется значительный научно-технологический потенциал, базирующийся на фундаментальных и прикладных исследованиях отечественных ученых, для создания эффективных подходов для получения указанных товарных продуктов и полупродуктов нефтегазохимии.
Важным вопросом для развития нефтегазохимического комплекса Российской Федерации является расширение сырьевой базы. Так, организациям нефтегазохимического комплекса Российской Федерации уже сейчас следует рассмотреть возможность использования метанола для производства химической продукции, так как ввод новых мощностей может привести к его профициту на отечественном рынке.
Также для обеспечения развития и функционирования нефтегазохимического комплекса Российской Федерации, а также создания новых мощностей производства нефтехимии на территории Арктической зоны Российской Федерации необходимо проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для эффективного освоения и обустройства крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений, строительство газотранспортной инфраструктуры. Направленность указанных работ определяется необходимостью минимизации вложений в обустройство месторождений и транспортировку газа, а также обеспечения качественно нового уровня надежности и промышленной безопасности.
Результатами указанных исследований являются ряд новых технологий и технических решений в области разработки и обустройства месторождений, в транспортировке газа и жидких углеводородов с территории Арктической зоны Российской Федерации, а также создание новых нефтегазохимических мощностей и выпуск готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
Системными проблемами нефтегазохимического комплекса Российской Федерации, сдерживающими рост производства и эффективное использование сырья, являются:
недостаточность долгосрочных стимулов для локализации производства;
недостаточность системной поддержки финансирования проектов (льготное кредитование, ограниченные возможности привлечения финансирования для инвестиционных проектов, налоговые льготы);
недостаточность мер стимулирования выхода на внешние рынки и поддержки несырьевого экспорта.
Основными факторами, обуславливающими появление системных проблем в развитии нефтегазохимического комплекса Российской Федерации, являются:
более высокая стоимость привлечения капитала для реализации проектов по расширению производственных мощностей по сравнению с ключевыми странами-конкурентами;
более жесткие нормы по сравнению с основными конкурентными регионами, невозможность применения риск-ориентированного подхода в части обеспечения безопасности (экологической, промышленной, пожарной и прочей);
недостаточность мер государственной поддержки в части создания и развития отечественных технологий нефтегазохимии, производства катализаторов, соответствующих мировому стандарту качества, на территории Российской Федерации.
Целями развития нефтегазохимического комплекса Российской Федерации являются:
достижение нового уровня конкурентоспособности производственной базы нефтегазохимии, при котором отечественные предприятия имели бы долгосрочные конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынках благодаря созданию новых эффективных мощностей;
минимизация негативного воздействия на окружающую среду на базе внедрения наилучших доступных технологий.
Достижение целей государственной политики в сфере нефтегазохимического комплекса Российской Федерации обеспечивается решением следующих задач (ожидаемый эффект):
стимулирование инвестиционной деятельности производителей российской продукции с целью создания новых производственных мощностей для увеличения объемов выпуска нефтегазохимической продукции с высокой добавленной стоимостью;
модернизация действующих нефтегазохимических мощностей для увеличения доли использования углеводородного сырья в качестве сырья в нефтехимии;
снижение влияния инфраструктурных ограничений;
повышение эффективности регулирования отношений в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности и градостроительной деятельности;
предоставление налоговых и (или) таможенных льгот для запуска масштабной инвестиционной программы на территории Российской Федерации.
Решение задач государственной политики в нефтегазохимическом комплексе Российской Федерации будет реализовано путем применения законодательных, организационно-технических и финансово-экономических механизмов в рамках реализации настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") и направлено на достижение целевых показателей его реализации согласно приложению.
Наименование мероприятия | Ожидаемый эффект | Вид документа | Срок выполне- | Ответственный исполнитель | |
1. | Внесение изменений в план развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержденный приказом Минэнерго России | стимулирование инвестиционной деятельности производителей российской продукции с целью создания новых производственных мощностей для увеличения объемов выпуска нефтегазохимичес- | приказ Минэнерго России | февраль 2024 г. (далее - ежегодно) | Минэнерго России с участием заинтересован- |
2. | Утверждение комплексной программы освоения ресурсного потенциала полуострова Ямал в целях развития нефтегазохимического комплекса Российской Федерации | стимулирование инвестиционной деятельности производителей российской продукции для создания новых производственных мощностей для увеличения объемов выпуска нефтегазохимичес- | акт Правитель- | июль | Минэнерго России, |
3. | Подготовка предложений о разработке механизмов стимулирования развития Арктического и Дальневосточного нефтегазохимических кластеров, включая создание мощностей по переработке природного газа | стимулирование инвестиционной деятельности производителей российской продукции с целью создания новых производственных мощностей для увеличения объемов выпуска нефтегазохимичес- | доклад в Правитель- | декабрь 2023 г. | Минвостокраз- |
4. | Подготовка предложений по развитию транспортно- | стимулирование инвестиционной деятельности производителей российской продукции с целью создания новых производственных | доклад в Правитель- | декабрь 2023 г. | Минэнерго России, |
5. | Подготовка перечня оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий при производстве полимеров, в том числе биоразлагаемых | повышение эффективности регулирования в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности и градостроительной деятельности | доклад в Правитель- | декабрь 2023 г. | Минпромторг России, |
6. | Проработка целесообразности проведения эксперимента по маркировке товарных масел и смазок средствами идентификации | повышение эффективности регулирования отношений в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности и градостроительной деятельности | доклад в Правитель- | декабрь 2023 г. | Минпромторг России, |
7. | Подготовка предложений по подготовке квалифицированных специалистов по актуальным направлениям, связанным с развитием отечественных технологий и инноваций в нефтегазохимическом комплексе | повышение эффективности регулирования отношений в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности и градостроительной деятельности | доклад в Правитель- | ноябрь 2023 г. | Минобрнауки России, Минпромторг России с участием заинтересован- |
Целевые показатели реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию нефтегазохимического комплекса Российской Федерации на период до 2025 года
Наименование целевого показателя | Значение | Целевое значение | ||
(2022 год) | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |
Объем выработки крупнотоннажных полимеров (млн. тонн) | 6,9 | 7,4 | 7,7 | 9,9 |
Доля использования углеводородного сырья в качестве сырья в нефтехимии (процентов) | 26,7 | 26,2 | 29,3 | 35,2 |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 22.05.2023,
N 0001202305220029