МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 апреля 2023 года N 409
Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования
В соответствии с частью 4 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктом "а" пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 631-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и подпунктом 4.2.72(7) пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682,
приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки:
аккредитационные показатели по образовательным программам высшего образования (приложение N 1);
методику расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования (приложение N 2).
2. Признать утратившим силу приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. N 1094 "Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2021 г., регистрационный N 66023).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года.
Министр
В.Н.Фальков
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 мая 2023 года,
регистрационный N 73363
Аккредитационные показатели по образовательным программам высшего образования
N п/п | Наименование аккредитационного показателя | Критериальное значение аккредитационного показателя | Количество баллов |
1 | Средний балл единого | 66 баллов и более | 10 |
государственного экзамена (далее - | от 60 до 65 баллов | 5 | |
ЕГЭ) обучающихся, принятых по его результатам на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и специалитета, (не применяется для образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) - | менее 60 баллов | 0 | |
1.1 | Средний балл вступительных | 66 баллов и более | 10 |
испытаний (ЕГЭ и дополнительные | от 60 до 65 баллов | 5 | |
вступительные испытания (далее - ДВИ) обучающихся, принятых по их результатам на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и специалитета, (применяется только для тех образовательных программ высшего образования, правилами приема на которые предусмотрены ДВИ) - | менее 60 баллов | 0 | |
2 | Наличие электронной информационно- | имеется | 10 |
образовательной среды - | не имеется | 0 | |
3 | Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (в том числе | соответствует федеральному государственному образовательному стандарту | 20 |
богословские ученые степени и звания), и (или) лиц, приравненных к ним, в общем числе работников, реализующих образовательную программу высшего образования, - | не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту | 0 | |
4 | Доля работников из числа руководителей и (или) работников организаций, деятельность которых | соответствует федеральному государственному образовательному стандарту | 20 |
связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области), в общем числе лиц, реализующих | не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту | 0 | |
образовательную программу высшего образования, - | |||
5 | Доля обучающихся, выполнивших | 65% и более | 75 |
70% и более заданий диагностической | от 55% до 64% | 40 | |
работы, сформированной из фонда оценочных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, по соответствующей образовательной программе высшего образования, в общем количестве обучающих, выполнявших диагностическую работу, - | менее 55% | 0 | |
6 | Наличие внутренней системы оценки | имеется | 10 |
качества образования - | не имеется | 0 |
Методика расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования
Соответствие качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, установленным аккредитационным показателям по образовательным программам высшего образования определяется по значению итогового балла, которое определяется суммарным количеством баллов, установленных по каждому аккредитационному показателю.
Суммарное количество баллов (АПС), рассчитывается по формуле:
Минимальное значение итогового балла составляет 90 баллов.
N п/п | Наименование аккредитационного показателя | Методика расчета аккредитационного показателя |
1 | Средний балл ЕГЭ обучающихся, принятых по его результатам на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и специалитета, (не применяется для образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) - | Показатель |
| ||
где: | ||
Лица, зачисленные без вступительных испытаний, приравниваются к абитуриентам, имеющим средний балл ЕГЭ, равный 100 баллам. | ||
Отчетный период: | ||
1.1 | Средний балл вступительных испытаний (ЕГЭ и дополнительные вступительные испытания (далее - ДВИ) обучающихся, принятых по их результатам на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и специалитета, (применяется только для тех образовательных программ высшего образования, правилами приема на которые предусмотрены ДВИ) - | Показатель |
Показатель | ||
Показатель рассчитывается по формуле: | ||
Средний балл ЕГЭ рассчитывается как отношение суммарного значения баллов ЕГЭ обучающихся, зачисленных на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и (или) баллов ЕГЭ обучающихся, зачисленных с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами, к общему количеству зачисленных и к количеству учебных предметов ЕГЭ, учитываемых при вступительных испытаниях. | ||
При расчете среднего балла ЕГЭ не учитываются баллы за индивидуальные достижения абитуриентов, а также баллы: | ||
| ||
Средний балл ДВИ рассчитывается как отношение суммы суммарного значения баллов ДВИ обучающихся, зачисленных на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, (за исключением лиц, принятых в рамках установленной квоты, в том числе квоты приема на целевое обучение и отдельной квоты) и суммарного значения ДВИ обучающихся, зачисленных с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами, к общему количеству зачисленных и к количеству ДВИ. | ||
| ||
k - численность обучающихся, зачисленных с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами; |
2 | Наличие электронной информационно-образовательной среды - | Значение показателя |
5) наличие возможности взаимодействия педагогических работников с обучающимися (личные кабинеты обучающихся и преподавателей) в электронной информационно-образовательной среде; | ||
Доступ к указанным элементам электронной информационно-образовательной среды подтверждается ссылками на соответствующие разделы официального сайта организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирующими в период проведения государственной аккредитации образовательной деятельности. | ||
3 | Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (в том числе богословские ученые степени и звания), и (или) лиц, приравненных к ним, в общем числе работников, реализующих образовательную программу высшего образования, - | Показатель |
к ним членами творческих союзов, лауреатами, победителями и призерами творческих конкурсов, литературных премий, имеющие спортивные звания "Мастер спорта России", "Мастер спорта СССР", "Гроссмейстер России", "Гроссмейстер СССР", "Мастер спорта России международного класса", "Мастер спорта СССР международного класса", Почетные спортивные звания "Заслуженный мастер спорта России", "Заслуженный мастер спорта СССР", "Заслуженный тренер России", "Заслуженный тренер СССР", "Почетный спортивный судья России", Почетные звания "Заслуженный работник физической культуры и спорта Российской Федерации", "Заслуженный работник физической культуры и спорта РСФСР", а также являющиеся лауреатами государственных премий в сфере физической культуры и спорта. | ||
| ||
При расчете показателя | ||
Установленное при расчете показателя | ||
4 | Доля работников из числа руководителей и (или) работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области), в общем числе лиц, реализующих образовательную программу высшего образования, - | Показатель
|
где: | ||
При расчете показателя | ||
5 | Доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы, сформированной из фонда оценочных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, по соответствующей образовательной программе высшего образования, в общем количестве обучающихся, выполнявших диагностическую работу, - | Показатель
|
Для применения показателя | ||
Оценочные средства, разработанные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, должны обеспечивать надежную и интегративную (комплексную) оценку результатов обучения и (или) освоения образовательной программы высшего образования и отвечать следующим требованиям: | ||
Количество и состав заданий из фонда оценочных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны позволять сформировать не менее двух вариантов заданий для проведения диагностической работы. Задания должны предоставлять возможность для оценивания сформированной индикаторов достижения компетенций в виде действий и (или) знаний, умений, навыков. | ||
при отсутствии (полностью или частично) освоенных обучающимися профессиональных компетенций выбирается до пяти (полностью или частично) освоенных общепрофессиональных компетенций, при этом приоритет отдается общепрофессиональным компетенциям, освоенным в полном объеме; |
Численность обучающихся, участвующих в выполнении диагностической работы, должна составлять не менее 70% обучающихся, осваивающих соответствующую образовательную программу высшего образования, от списочного состава академических групп по каждой реализуемой форме обучения образовательной программы высшего образования. | ||
Обучающиеся с ОВЗ, участвующие в выполнении диагностической работы, наравне с документом, удостоверяющим личность, предъявляют оригиналы или заверенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, копии подтверждающих медицинских документов. | ||
При проведении диагностической работы организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает осуществление ее видеозаписи. После завершения диагностической работы указанная видеозапись передается руководителю экспертной группы или лицу, уполномоченному на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не позднее дня завершения диагностической работы. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки обеспечивается хранение видеозаписи в течение календарного года с даты проведения диагностической работы. | ||
6 | Наличие внутренней системы оценки качества образования - | Значение показателя |
Информация по пункту 2 предоставляется по образовательной программе высшего образования. |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 19.05.2023,
N 0001202305190009