9.2. Характеристика текущего состояния сферы Подпрограммы 2 с указанием основных проблем и прогноз ее развития
Обеспечение БДД в рамках Подпрограммы 2 является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.
Повышение БДД, направленное на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан Российской Федерации, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны.
Одной из задач демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, в том числе является сокращение уровня смертности и травматизма в результате ДТП за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на всех ее этапах.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, снижения тяжести последствий ДТП, числа пострадавших и погибших в них обозначены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р. Задачи указанной Стратегии предлагают стратегические ориентиры в решении проблем безопасности всей транспортной системы Российской Федерации, в то время как Подпрограмма 2 направлена на решение на тактическом уровне одной из задач - повышение БДД.
Целями Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 N 1-р (далее - Стратегия), являются повышение БДД, а также стремление к нулевой смертности в ДТП к 2030 году.
В качестве целевого ориентира на 2026 год устанавливается показатель социального риска, составляющий не более 3,7 погибших на 100 тыс. населения.
В рамках Подпрограммы 2 решаются задачи по трем основным направлениям реализации Стратегии:
изменение поведения участников дорожного движения в целях безусловного соблюдения норм и ПДД;
повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов;
развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП.
В целях формирования безопасного поведения и укрепления дисциплины участников дорожного движения в Санкт-Петербурге осуществляется информационно-рекламное сопровождение проблем БДД, а также мероприятий, направленных на пропаганду БДД. УГИБДД совместно с КПВСМИ реализована концепция социальной рекламы по наиболее актуальным проблемам в области обеспечения БДД, ежемесячно направляются заявки в Комиссию по социальной рекламе и рекламе, представляющей особую социальную значимость, Санкт-Петербурга. Баннеры размещаются на рекламных конструкциях на основных магистралях Санкт-Петербурга, рекламные материалы - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ежедневно транслируются звуковые обращения на эскалаторах в метрополитене и видеоролики на уличных электронных дисплеях ("Внимание - пешеход!", "Выпил - за руль не садись!", "Будь внимателен. Не превышай!").
Значимым направлением профилактической работы является социальное воздействие на широкие слои населения в целях формирования правового сознания и укрепления дисциплины всех участников дорожного движения посредством информирования в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", социальных сетях.
В 2022 году в городских и районных средствах массовой информации вышло более 1100 информационных материалов, опубликовано 113 статей в газете "Петербургский дневник", в эфире телеканала "Санкт-Петербург" вышло 129 сюжетов, посвященных проблемам обеспечения БДД, профилактике ДТП, причинам их возникновения и последствиям. Осуществляется размещение материалов по данной теме в районной печатной прессе, на 18 электронных средствах массовой информации и на общегородских полосах газеты "Районы. Кварталы".
На сайте Администрации Санкт-Петербурга созданы и обновляются реестры макетов социальной рекламы и видеороликов, посвященных безопасности дорожного движения.
В целях активного обучения детей безопасному поведению на дорогах в Санкт-Петербурге создано единое пространство профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ), которое охватывает образовательные учреждения всех типов и видов - от детских садов до учреждений профессионального образования.
Координирующую роль в системе работы по профилактике ДДТТ и сетевого взаимодействия с районными центрами по БДД, образовательными учреждениями различных типов, УГИБДД, общественными организациями осуществляет Центр патриотического воспитания и профилактической работы государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения детского оздоровительно-образовательного туристского центра Санкт-Петербурга "Балтийский берег" (далее - Городской центр).
Городской центр осуществляет организационную работу по проведению региональных и городских мероприятий для обучающихся и родительской общественности, а также организует и проводит акции, слеты-семинары и мероприятия для повышения интереса подростков к участию в развитии деятельности юных инспекторов движения (далее - ЮИД) и общественности к БДД.
В Санкт-Петербурге функционируют 18 районных центров по БДД, которые организуют и проводят массовые мероприятия, занятия, конкурсы, соревнования и методические семинары, направленные на предупреждение и профилактику ДДТТ, а также способствуют развитию движения ЮИД с привлечением воспитанников дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных учреждений, педагогических работников и родителей.
В 2022 году Городским центром при поддержке УГИБДД на базе Детского оздоровительного образовательного лагеря "Солнечный" состоялся региональный слет-семинар отрядов юных инспекторов движения Санкт-Петербурга. В слете приняли участие отряды юных инспекторов движения из 13 районов Санкт-Петербурга в количестве 130 человек.
В рамках образовательного проекта "Лаборатория безопасности" Городским центром совместно с представителями УГИБДД для обучающихся вторых и третьих классов общеобразовательных организаций всех районов Санкт-Петербурга проведены интерактивные занятия "Посвящение в пешеходы". В 2022 году обучение в рамках указанного проекта прошли 1322 обучающихся.
Городской марафон "Калейдоскоп безопасности" и Единый день дорожной безопасности, в рамках которых проходят городские акции, собрали в 2022 году более 150000 обучающихся, 30000 педагогов, 8500 родителей (законных представителей).
В рамках реализации мероприятий Подпрограммы 2 обеспечивается эксплуатация, развитие и модернизация Санкт-Петербургской автоматизированной системы фиксации нарушений ПДД и контроля оплаты наложенных штрафов. В 2022 году по материалам, сформированным работающими в автоматическом режиме комплексами фотовидеофиксации (867 стационарных и 44 передвижных комплексов), вынесено 8969956 постановлений об административных правонарушениях на общую сумму 3622797050 руб. Сумма оплаченных штрафов (по сведениям Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах) составляет 3957590656 руб.
Продолжается работа по развитию системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП, проводится обучение и повышение квалификации специалистов, водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, обеспечивается приобретение специальных средств для оказания помощи пострадавшим в ДТП для Санкт-Петербургского ГБУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи". В целях совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП реализуются мероприятия, направленные на оказание скорой медицинской помощи, прежде всего силами реанимационных бригад скорой медицинской помощи, сокращение времени прибытия бригад скорой медицинской помощи на место ДТП до 20 минут, совершенствование маршрутизации пациентов, повышение качества медицинской помощи на госпитальном этапе. Основополагающим принципом организации оказания медицинской помощи при ДТП является доставка пострадавших с сочетанной травмой исключительно в травматологические центры.
Комплексный подход к организации всех этапов оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП, совершенствование мер по обеспечению БДД в Санкт-Петербурге позволяют сохранять достигнутые результаты снижения смертности населения от ДТП на 100 тыс. населения.
В результате совместной работы ИОГВ и УГИБДД в 2022 году показатель социального риска гибели в ДТП не превысил 2,6 человека на 100 тыс. населения Санкт-Петербурга, а транспортный риск составил 0,65 погибших на 10 тыс. транспортных средств. Темпы снижения смертности в результате ДТП позволили в 2022 году достичь целевого показателя Подпрограммы 2.
В то же время остаются актуальными вопросы профилактики нарушений ПДД водителями и пешеходами, в том числе при использовании средств индивидуальной мобильности, решение задач по формированию правового сознания и устойчивых навыков безопасного поведения детей как участников дорожного движения, дальнейшее развитие системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, совершенствование системы оказания помощи пострадавшим в результате ДТП.