ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
ПРИКАЗ
от 5 апреля 2023 года N 59
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", подпунктом 60 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю", пунктом 16 Правил осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. N 1572,
приказываю:
2. Признать утратившим силу приказ ФСТЭК России от 19 сентября 2022 г. N 168 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2022 г., регистрационный N 70337).
Директор Федеральной службы
по техническому и экспортному контролю
В.Селин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 апреля 2023 года,
регистрационный N 73198
Сроки и последовательность административных процедур при проведении проверок в ходе осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля
1. В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и её территориальные органы (далее - орган государственного контроля) проводят проверки российских участников внешнеэкономической деятельности (далее - проверки).
2. Предметом проверок являются:
1) соблюдение российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее - контролируемые лица) установленных Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Федеральный закон N 183-ФЗ), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований (далее - обязательные требования), включая:
соблюдение порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - товары и технологии, в отношении которых установлен экспортный контроль);
выполнение условий и требований, содержащихся в лицензиях ФСТЭК России на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, в отношении которых в соответствии со списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий, указанных в статье 6 Федерального закона N 183-ФЗ, установлен экспортный контроль, и разрешениях Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, не подпадающими под действие списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, указанных в статье 6 Федерального закона N 183-ФЗ;
соблюдение порядка учёта внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, а также сроков хранения соответствующих учётных документов;
соблюдение обязательств по использованию в заявленных целях товаров (услуг) двойного применения, импортированных в Российскую Федерацию с предоставлением российского импортного сертификата;
соблюдение запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных Федеральным законом N 183-ФЗ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
создание внутренних программ экспортного контроля организациями, осуществляющими научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающими доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями;
2) исполнение решений, принимаемых по результатам проведения проверок.
3. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые и внеплановые проверки проводятся в виде документарных и выездных проверок.
4. Проверка контролируемых лиц включает в себя следующие административные процедуры:
подготовка к проведению проверки;
проведение проверки;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений обязательных требований в деятельности контролируемого лица;
принятие мер по контролю за устранением контролируемым лицом выявленных нарушений обязательных требований.
5. Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проведения плановых проверок соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, разработанного в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) имуниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (далее - ежегодный план проверок), утверждённого директором ФСТЭК России.
6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения контролируемым лицом ранее выданного органом государственного контроля предписания об устранении контролируемым лицом выявленных нарушений обязательных требований;
2) поступление в орган государственного контроля:
заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя о предоставлении предусмотренных Федеральным законом N 183-ФЗ лицензии или разрешения;
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, информации от органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также полученных из иных источников, содержащих сведения, указывающие на признаки нарушений обязательных требований, в том числе условий и требований выданных ФСТЭК России лицензий или разрешений, предусмотренных статьями 19 и 20 Федерального закона N 183-ФЗ, если такие нарушения создают угрозу безопасности Российской Федерации или причиняют вред безопасности Российской Федерации либо наносят ущерб её политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля;
3) наличие приказа органа государственного контроля, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры обращениям.
7. При наличии одного из оснований, предусмотренных пунктом 5, подпунктом 1, абзацем третьим подпункта 2, подпунктом 3 пункта 6 настоящего приложения, должностное лицо органа государственного контроля подготавливает проект приказа органа государственного контроля о проведении проверки по типовой форме, утверждённой приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915), с изменениями, внесёнными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702), от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264) и от 30 сентября 2016 г. N 620 (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2016 г., регистрационный N 44118) (далее - приказ Минэкономразвития России N 141).
8. Контролируемое лицо уведомляется должностными лицами органа государственного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки, или не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой проверки посредством направления копии приказа органа государственного контроля о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен в орган государственного контроля, или иным доступным способом.
Внеплановая выездная проверка в случае поступления в орган государственного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также полученных из иных источников сведений, указывающих на признаки нарушений обязательных требований, в том числе условий и требований лицензий или разрешений, указанных в абзаце третьем подпункта 1 пункта 2 настоящего приложения, если такие нарушения создают угрозу безопасности государства либо наносят ущерб его политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля, может быть проведена органом государственного контроля незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Предварительное уведомление российского участника внешнеэкономической деятельности о проведении такой проверки не допускается.
9. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля в соответствии с пунктом 22 Правил осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. N 1572.
10. В процессе проведения документарной проверки уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля в первую очередь рассматриваются документы контролируемого лица, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы с результатами проведённых в отношении контролируемого лица проверок.
11. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, должностное лицо органа государственного контроля, уполномоченное на проведение документарной проверки, направляет в адрес контролируемого лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа органа государственного контроля о проведении документарной проверки.
12. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса контролируемое лицо обязано направить в орган государственного контроля указанные в запросе документы.
13. Указанные в запросе документы направляются контролируемым лицом в адрес органа государственного контроля в виде копий, заверенных печатью (при наличии) и подписью руководителя контролируемого лица или уполномоченного представителя контролируемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью указанных лиц (для электронных документов).
14. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля документах и (или) полученным в ходе проведения проверки, информация об этом направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней со дня получения информации необходимые пояснения в письменной форме.
15. Контролируемое лицо, представляющее в орган государственного контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 13 настоящего приложения сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
16. Должностное лицо органа государственного контроля, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение документарной проверки, обязано в течение 3 рабочих дней со дня регистрации рассмотреть представленные контролируемым лицом пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
17. При проведении документарной проверки орган государственного контроля не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены органом государственного контроля от иных органов государственного контроля (надзора).
18. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля установит признаки нарушения контролируемым лицом обязательных требований, должностное лицо органа государственного контроля вправе провести выездную проверку.
19. Выездная проверка проводится по месту нахождения и (или) по месту фактического осуществления деятельности контролируемого лица - юридического лица, по месту осуществления деятельности контролируемого лица - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
20. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля документах контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности контролируемого лица обязательным требованиям без проведения мероприятий выездной проверки.
21. Выездная проверка начинается с предъявления должностными лицами органа государственного контроля, уполномоченными на проведение проверки, служебных удостоверений, обязательного ознакомления руководителя или уполномоченного представителя контролируемого лица с приказом органа государственного контроля о проведении выездной проверки, полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц, целями, задачами и основаниями проведения выездной проверки, видами и объёмом мероприятий по контролю, а также со сроками и условиями проведения проверки.
22. Руководитель или уполномоченный представитель контролируемого лица обязан предоставить должностным лицам органа государственного контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые контролируемым лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому контролируемым лицом оборудованию, продукции, являющейся предметом внешнеэкономической деятельности.
23. При проведении выездной проверки запрещается требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, которые были представлены им в ходе проведения документарной проверки.
24. Перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки у контролируемого лица:
1) учредительные документы контролируемого лица;
2) договоры или иные документы, на основании которых осуществлялась (осуществляется) внешнеэкономическая деятельность с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;
3) техническая и товаросопроводительная документация на товары (работы, услуги), информацию, результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся предметом внешнеэкономической деятельности;
4) договоры или иные документы, на основании которых осуществлено приобретение товаров и технологий, в отношении которых установлен экспортный контроль, являющихся предметом внешнеэкономической деятельности (в случае, если контролируемое лицо не является производителем таких товаров и технологий, но внешнеэкономической деятельностью предусматривается их экспорт);