Об инструктивно-методических материалах по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции"

II. Особенности исполнения обязанности представлять сведения

 

10. Обязаны ли участники СВО и командированные лица представлять сведения в ходе декларационных кампаний?

Нет, участники СВО и командированные лица не представляют сведения, начиная с декларационной кампании 2022 года (за отчетный 2021 год), поскольку действие Указа распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.

При этом не имеет значения, когда участник СВО или командированное лицо были направлены на новые территории или территорию Украины и находились ли они там по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Например, лицо, находившееся на новых территориях в феврале 2023 года, освобождается от обязанности представлять сведения в ходе декларационной кампании 2023 года (за отчетный 2022 год).

Однако в случае, если обязанность представить сведения уже исполнена, такие сведения возврату не подлежат.

Например, лицо представило сведения в январе 2023 года, а в феврале было командировано на новые территории. Поскольку оснований не принимать такие сведения на момент их представления не имелось, работа с ними должна осуществляться в установленном порядке.

Кроме того, не требуется возвращать сведения, представленные в рамках декларационной кампании 2022 года (за отчетный 2021 год) до подписания Указа.

Командированное лицо, замещающее несколько должностей, предусматривающих представление сведений (например, должность главы муниципального образования на непостоянной основе и должность руководителя муниципального учреждения), в ходе декларационной кампании не представляет сведения ни по одной из замещаемых должностей.

11. Обязаны ли участники СВО и командированные лица, замещающие должности в органе публичной власти (организации), представлять сведения, если они претендуют на замещение должности, предусматривающей представление сведений, в этом же органе публичной власти (организации)?

От исполнения данной обязанности освобождены только участники СВО и потенциальные участники СВО, которые одновременно:

1) проходят государственную службу и по замещаемой должности государственной службы не обязаны представлять сведения;

2) претендуют на замещение должностей государственной службы, включенных в перечень должностей, замещение которых предусматривает представление сведений, в этом же государственном органе (организации).

В ситуации, когда потенциальный участник СВО был назначен на должность, включенную в перечень должностей, замещение которых предусматривает представление сведений, однако впоследствии участия в СВО не принял, обязанность представить сведения не возникает.

При этом антикоррупционным структурам целесообразно уделить внимание документам, подтверждающим тот факт, что данный государственный служащий являлся потенциальным участником СВО (служебные или докладные записки, рапорты, планы командирования и т.д.).

Что касается командированных лиц, то они обязаны представлять сведения, поскольку в этой части никакие особенности в отношении их Указом не установлены.

12. Имеется ли обязанность представлять сведения при смене места прохождения службы или места работы?

Да, имеется. При поступлении на государственную и муниципальную службу, назначении на государственную или муниципальную должность или при приеме на работу на отдельные должности в организациях сведения представляются в установленном порядке.

Поэтому участник СВО или командированное лицо, получившие такой статус по предыдущему месту прохождения службы или месту работы и впоследствии уволившиеся, при поступлении на государственную или муниципальную службу, назначении на государственную или муниципальную должность или при приеме на работу будут обязаны представить сведения.

Кроме того, на основании подпункта "а" пункта 1 Указа они будут освобождены от представления сведений в ходе декларационной кампании по новому месту прохождения службы или работы.

13. Каковы особенности представления сведений депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации или представительных органов муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе?

Участник СВО или командированное лицо, получившие такой статус по предыдущему месту прохождения службы или месту работы, в случае замещения должности депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе обязаны представить сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата.

При этом впоследствии указанные лица освобождаются от обязанности ежегодно сообщать о несовершении сделок, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

14. Каковы особенности представления сведений высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации?

Участник СВО или командированное лицо, получившие такой статус по предыдущему месту прохождения службы или месту работы, в случае избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или назначения временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации обязаны представить сведения при наделении полномочиями по должности (избрании, назначении).

В дальнейшем в период действия Указа названные лица в ходе декларационных кампаний сведения не представляют.

При этом рекомендуется ежегодно, не позднее дня окончания декларационной кампании, направлять в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции информацию о наличии оснований для непредставления сведений и документы, подтверждающие наличие таких оснований, по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим инструктивно-методическим материалам.

15. В каких случаях граждане Российской Федерации, обязанные представлять сведения в отношении своих супруг (супругов), не представляют такие сведения?

Согласно подпункту "е" пункта 1 Указа граждане Российской Федерации, обязанные представлять сведения в отношении своих супруг (супругов), не представляют такие сведения, если их супруги на дату представления сведений: