МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 марта 2023 года N 28-6/10/П-2161
[Об инструктивно-методических материалах по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции"]
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", и в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции" подготовлены инструктивно-методические материалы по вопросам реализации обозначенного Указа Президента Российской Федерации (далее - инструктивно-методические материалы) (прилагаются).
Просим довести положения инструктивно-методических материалов до заинтересованных лиц, в том числе до лиц, замещающих должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и являющихся участниками специальной военной операции либо направленными (командированными) для выполнения задач на соответствующих территориях.
Инструктивно-методические материалы доступны по ссылке: https://fexch.mintrud.gov.ru/s/yWdaMqo6CMcmYE7, а также в ближайшее время будут размещены по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9.
В случае наличия вопросов по отдельным положениям инструктивно-методических материалов просим направлять их на адрес электронной почты: monitoring-dgs@mintrud.gov.ru.
Дополнительно сообщаем, что в связи с выявленными особенностями отдельные положения Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год) скорректированы посредством использования универсальной формулировки "Справка о доходах и суммах налога физического лица".
Актуальная редакция данных Методических материалов и брошюра доступны по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/5.
Е.В.Мухтиярова
Инструктивно-методические материалы по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции"
Сокращения | Определения |
Антикоррупционная структура | Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции; |
Антикоррупционные стандарты | запреты, ограничения и обязанности, установленные в целях противодействия коррупции законодательством Российской Федерации |
Добровольцы | лица, оказывающие на основании заключенного контракта добровольное содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации |
Командированные лица | лица, направленные (командированные) для выполнения любых задач на новых территориях. |
Мобилизованные лица | лица, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации |
Новые территории | территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области (в том числе до вхождения в состав Российской Федерации) |
Потенциальные участники СВО | лица, одновременно отвечающие следующим двум требованиям: |
Сведения | сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера |
СВО | специальная военная операция, проводимая на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и территории Украины |
Указ | |
Участники СВО | военнослужащие, в том числе военные прокуроры, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, которые: |
Указ устанавливает особенности соблюдения отдельных антикоррупционных стандартов участниками СВО и командированными лицами на период проведения СВО и впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац первый пункта 1 Указа).
В частности, учитывая, что в условиях СВО объективно затруднено представление сведений, подача письменных уведомлений, заявлений и иных материалов по вопросам, связанным с соблюдением антикоррупционных стандартов, участники СВО и командированные лица освобождены от исполнения этой обязанности.
Важно! Указ не отменяет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений.
1. На кого распространяются нормы Указа?
Нормы Указа распространяются:
1) на участников СВО и командированных лиц;
2) на мобилизованных лиц;
3) на потенциальных участников СВО;
4) на граждан Российской Федерации, обязанных представлять сведения в отношении своих супруг (супругов);
5) на органы публичной власти и организации, обязанные размещать сведения на официальных сайтах в сети "Интернет" и (или) предоставлять их по запросам СМИ.
2. В чем основное отличие участников СВО от командированных лиц?
К участникам СВО относятся только лица, названные в Указе. Командированным лицом может быть признано любое лицо независимо от замещаемой им должности.
Участники СВО принимают участие в СВО или непосредственно выполняют задачи, связанные с ее проведением. Командированные лица могут выполнять на новых территориях любые задачи, в том числе не связанные с проведением СВО. Например, задачи по обеспечению жизнедеятельности на новых территориях, включая проведение строительных работ, реализацию образовательных программ, организацию медицинского обслуживания и т.д.
3. Имеет ли значение срок пребывания участников СВО и командированных лиц на новых территориях, территории Украины?
Пребывание участников СВО и командированных лиц на соответствующих территориях предусматривается Указом вне зависимости от сроков.
4. Распространяются ли нормы Указа на военнослужащих и лиц, проходящих государственную службу иных видов, задействованных в проведении СВО, но не выезжавших на новые территории и территорию Украины?
Исходя из норм Указа, участники СВО либо принимают (принимали) участие в СВО, либо непосредственно выполняют (выполняли) задачи, связанные с проведением СВО, на новых территориях и (или) территории Украины.
Нормы Указа распространяются на участников СВО, которые принимают (принимали) участие в СВО, вне зависимости от фактического нахождения на указанных территориях.
Для участников СВО, непосредственно выполняющих (выполнявших) задачи, связанные с проведением СВО, напротив, предполагается распространение норм Указа при условии их нахождения и выполнения ими соответствующих задач на данных территориях.
Отнесение участников СВО к указанным категориям осуществляется государственным органом самостоятельно.
5. Распространяются ли нормы Указа на лиц, направлявшихся в командировку для выполнения каких-либо задач вблизи территорий проведения СВО (например, в Белгородскую, Ростовскую, Орловскую, Курскую области), если фактическое выполнение таких задач осуществлялось с въездом на новые территории?
Да, распространяются, при условии, что в рамках такой командировки лицо непосредственно въезжало на новые территории и в рамках такого въезда выполняло задачи, обусловленные командированием.
При этом антикоррупционным структурам необходимо уделить внимание данным, подтверждающим фактическое выполнение задач на новых территориях указанным лицом (например, авансовый отчет с приложением подтверждающих документов, письменное подтверждение руководителя соответствующего государственного органа) или свидетельствующим об основаниях его пребывания там.
6. Распространяются ли нормы Указа на лиц, направлявшихся в командировку для выполнения каких-либо задач на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до их вхождения в состав Российской Федерации?
На лиц, направлявшихся в командировку для выполнения каких-либо задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до их вхождения в состав Российской Федерации, нормы Указа распространяются в полной мере.
7. Распространяются ли нормы Указа на лиц, которые по собственной инициативе (например, в период отпуска) выезжали на новые территории для осуществления какой-либо деятельности (например, волонтерской)?
Нет, не распространяются.
8. Распространяются ли нормы Указа на мобилизованных лиц и добровольцев?
Подпунктом "д" пункта 1 Указа установлено, что на мобилизованных лиц антикоррупционные стандарты не распространяются.
Правовое регулирование в отношении добровольцев Указом не предусмотрено. Обязанность соблюдать антикоррупционные стандарты иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на добровольцев не возложена.
Кроме того, мобилизованные лица и добровольцы, ранее занимавшие должности в органах публичной власти и организациях и обязанные соблюдать антикоррупционные стандарты, от этой обязанности освобождаются, поскольку в связи с призывом на военную службу по мобилизации или заключением контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, государственная служба (за исключением военной), муниципальная служба и действие трудового договора приостанавливаются.
9. Распространяются ли нормы Указа на кандидатов, обязанных представлять сведения в соответствии с избирательным законодательством?
Нет, не распространяются.
10. Обязаны ли участники СВО и командированные лица представлять сведения в ходе декларационных кампаний?
Нет, участники СВО и командированные лица не представляют сведения, начиная с декларационной кампании 2022 года (за отчетный 2021 год), поскольку действие Указа распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
При этом не имеет значения, когда участник СВО или командированное лицо были направлены на новые территории или территорию Украины и находились ли они там по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Например, лицо, находившееся на новых территориях в феврале 2023 года, освобождается от обязанности представлять сведения в ходе декларационной кампании 2023 года (за отчетный 2022 год).
Однако в случае, если обязанность представить сведения уже исполнена, такие сведения возврату не подлежат.
Например, лицо представило сведения в январе 2023 года, а в феврале было командировано на новые территории. Поскольку оснований не принимать такие сведения на момент их представления не имелось, работа с ними должна осуществляться в установленном порядке.
Кроме того, не требуется возвращать сведения, представленные в рамках декларационной кампании 2022 года (за отчетный 2021 год) до подписания Указа.
Командированное лицо, замещающее несколько должностей, предусматривающих представление сведений (например, должность главы муниципального образования на непостоянной основе и должность руководителя муниципального учреждения), в ходе декларационной кампании не представляет сведения ни по одной из замещаемых должностей.
11. Обязаны ли участники СВО и командированные лица, замещающие должности в органе публичной власти (организации), представлять сведения, если они претендуют на замещение должности, предусматривающей представление сведений, в этом же органе публичной власти (организации)?
От исполнения данной обязанности освобождены только участники СВО и потенциальные участники СВО, которые одновременно:
1) проходят государственную службу и по замещаемой должности государственной службы не обязаны представлять сведения;
2) претендуют на замещение должностей государственной службы, включенных в перечень должностей, замещение которых предусматривает представление сведений, в этом же государственном органе (организации).
В ситуации, когда потенциальный участник СВО был назначен на должность, включенную в перечень должностей, замещение которых предусматривает представление сведений, однако впоследствии участия в СВО не принял, обязанность представить сведения не возникает.
При этом антикоррупционным структурам целесообразно уделить внимание документам, подтверждающим тот факт, что данный государственный служащий являлся потенциальным участником СВО (служебные или докладные записки, рапорты, планы командирования и т.д.).
Что касается командированных лиц, то они обязаны представлять сведения, поскольку в этой части никакие особенности в отношении их Указом не установлены.
12. Имеется ли обязанность представлять сведения при смене места прохождения службы или места работы?
Да, имеется. При поступлении на государственную и муниципальную службу, назначении на государственную или муниципальную должность или при приеме на работу на отдельные должности в организациях сведения представляются в установленном порядке.
Поэтому участник СВО или командированное лицо, получившие такой статус по предыдущему месту прохождения службы или месту работы и впоследствии уволившиеся, при поступлении на государственную или муниципальную службу, назначении на государственную или муниципальную должность или при приеме на работу будут обязаны представить сведения.
Кроме того, на основании подпункта "а" пункта 1 Указа они будут освобождены от представления сведений в ходе декларационной кампании по новому месту прохождения службы или работы.