УТВЕРЖДАЮ
Министр просвещения
Российской Федерации
___________ С.С.Кравцов
20 мая 2022 года
N СК-7/07вн
____________________________________________________________________
Не действует на основании
письма Минпросвещения России от 1 июля 2024 года № ДГ-1105/07
____________________________________________________________________
Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
Концепция базируется на нормах Конституции Российской Федерации, разработана с учетом федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, затрагивающих сферы образования, семейной, молодежной, национальной политики, международных документов в сфере защиты прав детей и молодежи, ратифицированных Российской Федерацией, а также учитывает пункт 112 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р, предусматривающего развитие психологической службы в системе образования.
Концепция развивает положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающие реализацию права каждого человека на образование (статья 5); наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования полномочиями по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (пункт 12 части 1 статьи 8); предоставление обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (пункт 2 части 1 статьи 34); оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (часть 1 статьи 42); организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79).
Изменения социально-экономической ситуации в стране, принятие новых законодательных актов в сфере образования диктуют не только необходимость корректировки целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы обучающихся, но и совершенствование психологического обеспечения образовательной деятельности с учетом новых требований к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ.
Современные научные исследования констатируют неравномерность психического развития в детской популяции, рост числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии, снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения. Актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; десоциализация, виктимность, явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения обучающихся; вовлечение в потребление психоактивных веществ; суицидальное поведение; раннее начало половой жизни; межэтническая напряженность и межнациональные конфликты.
Подобные тенденции связаны в том числе с перестройкой семьи как социального института, что порождает новую социальную ситуацию развития обучающихся, а также с расширением границ доступности средств массовой информации и иных ресурсов при низком уровне безопасности информационной среды для обучающихся.
Целью Концепции является формирование единого пространства психологического сопровождения (нормативного, организационного, управленческого, методического) в системе общего образования и среднего профессионального образования для повышения доступности и качества психологической помощи участникам образовательных отношений при реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).
Концепция основывается на следующих принципах:
приоритет равной доступности качественной профессиональной психологической помощи для участников образовательных отношений во всех субъектах Российской Федерации;
преемственность психологического сопровождения несовершеннолетних обучающихся на всех уровнях образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования);
непрерывность и преемственность профессионального развития кадров с учетом актуальных научных исследований повестки современного детства и достижений мировой науки;
понимание роли педагога-психолога (психолога в сфере образования) как обязательного участника педагогической команды для обеспечения психологически благоприятной образовательной среды;
взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных объединений, иных юридических лиц по вопросам совершенствования психологического сопровождения образовательного процесса.
Основными задачами Концепции являются:
разработка и совершенствование нормативной правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений с учетом отечественного и зарубежного опыта для обеспечения единства его применения с учетом специфики субъектов Российской Федерации;
обеспечение качества подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования), а также эффективной системы межуровневого и межведомственного взаимодействия со специалистами иных организаций и органов;
разработка стандартов оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;
повышение престижа деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) и повышение уровня доверия родителей (законных представителей) обучающихся к деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.
В Концепции под психологической службой понимается организационная структура, осуществляющая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений в системе общего образования и среднего профессионального образования, в состав которой входят:
педагоги-психологи (психологи в сфере образования) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых несовершеннолетних;
главные внештатные педагоги-психологи в субъектах Российской Федерации;
центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
федеральные и региональные ресурсные центры психологического сопровождения в системе образования;
главные внештатные педагоги-психологи в федеральных округах Российской Федерации, главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения Российской Федерации.
Ресурсами развития психологической службы являются научные организации, осуществляющие научные исследования и разработки в ее интересах, образовательные организации высшего образования, а также образовательные организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров психологической службы.
Анализ современного состояния деятельности психологической службы обнаруживает целый комплекс проблем, требующих решения:
значительная неравномерность уровня и качества оказания психолого-педагогической помощи, а также состояние ее инфраструктуры в субъектах Российской Федерации;
отсутствие единого подхода в определении целей, задач, содержания, методов деятельности психологической службы, места и статуса педагога-психолога (психолога в сфере образования);
отсутствие стандартов оказания психолого-педагогической помощи, включая стандарт применения диагностического инструментария;
несформированность единой системы взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования;
отсутствие в системе общего образования и среднего профессионального образования необходимой численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).
Необходимо отметить и недостаточную разработанность нормативной правовой базы, регулирующей деятельность педагога-психолога (психолога в сфере образования), организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых несовершеннолетних.
Таким образом, в системе общего образования и среднего профессионального образования Российской Федерации не сформирована целостная, соответствующая современным вызовам психологическая служба, оказывающая качественную психолого-педагогическую помощь всем участникам образовательных отношений, включая следующие категории детей: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с отклоняющимся поведением и нормотипичные дети.
Реализация Концепции вносит вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом N 474.
В рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации "сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "возможности для самореализации и развития талантов" сформулирована цель деятельности психологической службы - создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Достижение поставленной цели на современном этапе развития психологической службы требует решения следующих актуальных задач:
обеспечение доступности психолого-педагогической помощи всем категориям детей независимо от их места проживания;
обеспечение качества психолого-педагогической помощи для всех категорий детей;
совершенствование управления качеством психолого-педагогической помощи и определение критериев оценки эффективности деятельности психологической службы;
проведение научных исследований;
развитие межуровневого и межведомственного взаимодействия в сфере оказания психологической помощи детям;
совершенствование качества инструментария оказания психологической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования;
содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья, а также развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;
реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей;
участие педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в проектировании и создании развивающей, психологически безопасной образовательной среды;
проведение психологической экспертизы программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;
диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
сотрудничество педагогов-психологов (психологов в сфере образования) с иными педагогическими работниками по вопросам обеспечения достижения целевых ориентиров дошкольного образования, личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;
содействие в позитивной социализации детей;
организация мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
профилактика социального сиротства;
содействие реализации программ воспитания обучающихся;
участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению никотинсодержащей, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, иных психоактивных веществ;
психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;
психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе определение для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;
психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития.
Обозначенные цель и задачи деятельности психологической службы определяют необходимость ее эффективного функционирования в каждом субъекте Российской Федерации, совершенствование психодиагностического, развивающего и коррекционного инструментария психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, нормативной правовой базы, регулирующей деятельность педагога-психолога (психолога в сфере образования), и других аспектов деятельности психологической службы.
Модели организации психолого-педагогической помощи в системе общего и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации создаются для реализации цели и задач Концепции.
На основе анализа ключевых проблем и ресурсов развития психологической службы определяются следующие приоритетные направления ее развития:
совершенствование управления деятельности психологической службы;
совершенствование нормативного правового регулирования деятельности по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений;
кадровое обеспечение деятельности психологической службы;
методическое обеспечение деятельности психологической службы;
научное обеспечение деятельности психологической службы (научные исследования и разработки);