Действующий

Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"

     3.5. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений

Код

E

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Учитель-дефектолог (профиль: нарушения опорно-двигательного аппарата)

Требования к образованию и обучению

Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности

или

Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки" и

Дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по направлению "Работа с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Другие характеристики

-


Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2330

Педагогические работники в средней школе

2341

Педагогические работники в начальном образовании

2342

Педагогические работники в дошкольном образовании

2352

Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья

2357

Преподаватели по программам дополнительного обучения

ЕКС

-

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)

ОКПДТР

27247

Учитель-дефектолог

ОКСО

6.44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

6.44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

3.5.1. Трудовая функция

Наименование

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на разных уровнях образования

Код

E/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательный процесс с учетом их индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья

Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы

Отбор и использование программно-методических и учебно-дидактических материалов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы

Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве

Обеспечение соблюдения требований ортопедического режима при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы в соответствии с индивидуальными медицинскими рекомендациями для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе

Необходимые умения

Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в организации образовательного процесса

Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с их особыми образовательными потребностями, особенностями здоровья

Применять специальные психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе вспомогательные технические средства и ассистивные технологии, методы и приемы формирования и развития коммуникации, когнитивных и речевых функций; манипулятивных возможностей, координированных и согласованных движений рук, навыков самообслуживания с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей развития

Организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с окружающими

Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для формирования письменной речи, альтернативной и дополнительной коммуникации, безопасного позиционирования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, адресованные нормативно развивающимся обучающимся, к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата самостоятельности и активности в решении образовательных задач

Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая электронный документооборот

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях опорно-двигательного аппарата

Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Медико-биологические основы нарушений опорно-двигательного аппарата, их психолого-педагогические и медицинские классификации

Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата разных возрастных групп и способы их реализации

Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам коррекционной работы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом их индивидуально-типологических особенностей

Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Специальные педагогические технологии формирования предметно-практических действий, пространственных представлений, учебных навыков, коммуникации (речевой, альтернативной, дополнительной и тотальной) с учетом особых образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности организации ортопедического режима, в том числе правильного и безопасного позиционирования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Правила пользования вспомогательными техническими средствами, специальным оборудованием и ассистивными технологиями для обучения, коммуникации и самообслуживания обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога

Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога

Другие характеристики

-

3.5.2. Трудовая функция

Наименование

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, профилактики и коррекции нарушений развития

Код

E/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Выявление обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих особые образовательные потребности, для организации их психолого-педагогического сопровождения

Планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом возраста, индивидуальных особенностей, в том числе особенностей здоровья

Составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и его обсуждение с участниками образовательного процесса

Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий

Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Необходимые умения

Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического обследования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Подбирать и применять методики оценки психофизических особенностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе общей и мелкой моторики, способа передвижения, навыков самообслуживания, разборчивости речи

Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Проводить психолого-педагогическое обследование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Анализировать документацию обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами

Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, использованию вспомогательных технических средств и ассистивных технологий

Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Разрабатывать с привлечением участников образовательных отношений программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Применять педагогические технологии профилактики прогрессирования двигательных нарушений у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пропедевтики поведенческих нарушений

Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специалистов

Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и членов их семей

Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая электронный документооборот

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога

Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях опорно-двигательного аппарата

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях опорно-двигательного аппарата

Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения

Медико-биологические основы нарушений опорно-двигательного аппарата, их психолого-педагогические и медицинские классификации

Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации диагностической работы

Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации

Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и способы их реализации

Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом варианта развития и индивидуальных особенностей

Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога

Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по адаптивной физической культуре)

Особенности организации ортопедического режима, в том числе правильного и безопасного позиционирования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений

Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации

Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Другие характеристики

-

3.5.3. Трудовая функция

Наименование

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в их социальной адаптации и реабилитации

Код

E/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта