Действующий

Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"

     3.7. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений

Код

G

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Учитель-дефектолог (профиль: интеллектуальные нарушения)

Требования к образованию и обучению

Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности

или

Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки" и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению "Работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития"

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Другие характеристики

-


Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2330

Педагогические работники в средней школе

2341

Педагогические работники в начальном образовании

2342

Педагогические работники в дошкольном образовании

2352

Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья

2357

Преподаватели по программам дополнительного обучения

ЕКС

-

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)

ОКПДТР

27247

Учитель-дефектолог

ОКСО

6.44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

6.44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

3.7.1. Трудовая функция

Наименование

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на разных этапах получения образования

Код

G/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, в том числе специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Организация и проведение первичного и углубленного психолого-педагогического обследования обучающихся с целью разработки содержания специальной индивидуальной программы развития или индивидуальной программы коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Организация специальной образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития по освоению содержания адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности по формированию детского коллектива, включения в детский коллектив обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, поддержке сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, в том числе в условиях инклюзивного образования

Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в образовательный процесс с учетом их индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья

Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, предусмотренных адаптированной образовательной программой, специальной индивидуальной программой развития, программой коррекционной работы

Отбор и использование программно-методических и учебно-дидактических материалов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Контроль и оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и оформление педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, специальной индивидуальной программы коррекционной работы

Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве

Обеспечение соблюдения требований охранительного педагогического режима при реализации адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в соответствии с индивидуальными медицинскими рекомендациями

Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе

Необходимые умения

Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в организации образовательного процесса

Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в соответствии с их особыми образовательными потребностями, индивидуальными особенностями, в том числе особенностями здоровья

Применять специальные психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе вспомогательные технические средства для развития коммуникации с использованием разных форм речи (словесной, жестовой), альтернативных и дополнительных средств коммуникации, познавательной деятельности и навыков самообслуживания с учетом особых образовательных потребностей обучающихся

Организовывать и поддерживать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с окружающими людьми

Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе сурдотехнические средства коллективного и индивидуального пользования, бытовые и учебные тифлотехнические средства, средства двигательной коррекции

Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к индивидуальным возможностям и потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом особенностей их развития

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития самостоятельности и активности в решении учебных задач

Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Вести профессиональную документацию по вопросам образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая электронный документооборот

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при умственной отсталости (интеллектуальных нарушениях), тяжелых и множественных нарушениях развития

Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся разного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра), обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Естественно-научные, психолого-педагогические основы развития и своеобразия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая обучающихся с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра

Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разных возрастных групп и способы их реализации

Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, специальных учебных предметов, коррекционных курсов адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей

Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Специальные педагогические технологии образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Порядок разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития (индивидуальной программы коррекционной работы) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Особенности организации охранительного здоровьесберегающего режима для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Правила пользования вспомогательными техническими средствами и ассистивньми технологиями для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога

Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога

Другие характеристики

-

3.7.2. Трудовая функция

Наименование

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, профилактики и коррекции нарушений развития

Код

G/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Выявление детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития для организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения

Планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом возраста, индивидуальных особенностей, в том числе особенностей здоровья

Составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса

Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий

Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Необходимые умения

Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического обследования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Отбирать и применять методики изучения и оценки особенностей психофизического и интеллектуального развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом особенностей их развития и доступных способов коммуникации

Адаптировать стимульный материал с учетом интеллектуальных, коммуникативных, двигательных, сенсорных возможностей и состояния эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Проводить психолого-педагогическое обследование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Анализировать документацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами

Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом данных комплексного обследования

Разрабатывать на основе результатов комплексной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, использованию вспомогательных технических средств и ассистивных технологий

Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Разрабатывать с привлечением участников образовательных отношений программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Применять технологии профилактики прогрессирования нарушений в развитии, в том числе комплексных и множественных, и пропедевтики поведенческих нарушений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и специалистов

Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и членов их семей

Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая электронный документооборот

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний об обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при умственной отсталости (интеллектуальных нарушениях), тяжелых и множественных нарушениях развития

Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения

Классификации интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений, тяжелых и множественных нарушений развития

Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации

Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума, экспертной группы в образовательной организации

Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом варианта развития и индивидуальных особенностей

Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога

Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по адаптивной физической культуре)

Особенности организации охранительного здоровьесберегающего режима для обучающихся с умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений

Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации

Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Другие характеристики

-

3.7.3. Трудовая функция

Наименование

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития в их социальной адаптации и реабилитации

Код

G/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта