Наименование | Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений | Код | G | Уровень квалификации | 6 | |||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Учитель-дефектолог (профиль: интеллектуальные нарушения) |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лица: |
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; | |
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; | |
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; | |
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем | |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
2330 | Педагогические работники в средней школе | |
2341 | Педагогические работники в начальном образовании | |
2342 | Педагогические работники в дошкольном образовании | |
2352 | Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья | |
2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения | |
ЕКС | - | Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) |
27247 | Учитель-дефектолог | |
6.44.03.03 | Специальное (дефектологическое) образование | |
6.44.04.03 | Специальное (дефектологическое) образование |
3.7.1. Трудовая функция
Наименование | Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на разных этапах получения образования | Код | G/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, в том числе специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития |
Организация и проведение первичного и углубленного психолого-педагогического обследования обучающихся с целью разработки содержания специальной индивидуальной программы развития или индивидуальной программы коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Организация специальной образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения | |
Организация деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития по освоению содержания адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения | |
Организация деятельности по формированию детского коллектива, включения в детский коллектив обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, поддержке сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, в том числе в условиях инклюзивного образования | |
Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в образовательный процесс с учетом их индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья | |
Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, предусмотренных адаптированной образовательной программой, специальной индивидуальной программой развития, программой коррекционной работы | |
Отбор и использование программно-методических и учебно-дидактических материалов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Контроль и оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и оформление педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, специальной индивидуальной программы коррекционной работы | |
Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве | |
Обеспечение соблюдения требований охранительного педагогического режима при реализации адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в соответствии с индивидуальными медицинскими рекомендациями | |
Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе | |
Необходимые умения | Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в организации образовательного процесса |
Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в соответствии с их особыми образовательными потребностями, индивидуальными особенностями, в том числе особенностями здоровья | |
Применять специальные психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе вспомогательные технические средства для развития коммуникации с использованием разных форм речи (словесной, жестовой), альтернативных и дополнительных средств коммуникации, познавательной деятельности и навыков самообслуживания с учетом особых образовательных потребностей обучающихся | |
Организовывать и поддерживать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с окружающими людьми | |
Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе сурдотехнические средства коллективного и индивидуального пользования, бытовые и учебные тифлотехнические средства, средства двигательной коррекции | |
Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к индивидуальным возможностям и потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом особенностей их развития | |
Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития самостоятельности и активности в решении учебных задач | |
Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Вести профессиональную документацию по вопросам образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая электронный документооборот | |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность | |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога) | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные | |
Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при умственной отсталости (интеллектуальных нарушениях), тяжелых и множественных нарушениях развития | |
Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся разного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра), обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Естественно-научные, психолого-педагогические основы развития и своеобразия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая обучающихся с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра | |
Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разных возрастных групп и способы их реализации | |
Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, специальных учебных предметов, коррекционных курсов адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития, программ коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей | |
Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Специальные педагогические технологии образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Порядок разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития (индивидуальной программы коррекционной работы) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Особенности организации охранительного здоровьесберегающего режима для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Правила пользования вспомогательными техническими средствами и ассистивньми технологиями для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога | |
Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога | |
Другие характеристики | - |
3.7.2. Трудовая функция
Наименование | Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, профилактики и коррекции нарушений развития | Код | G/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выявление детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития для организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения |
Планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом возраста, индивидуальных особенностей, в том числе особенностей здоровья | |
Составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса | |
Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий | |
Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Необходимые умения | Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического обследования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития |
Отбирать и применять методики изучения и оценки особенностей психофизического и интеллектуального развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом особенностей их развития и доступных способов коммуникации | |
Адаптировать стимульный материал с учетом интеллектуальных, коммуникативных, двигательных, сенсорных возможностей и состояния эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Проводить психолого-педагогическое обследование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Анализировать документацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами | |
Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом данных комплексного обследования | |
Разрабатывать на основе результатов комплексной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, использованию вспомогательных технических средств и ассистивных технологий | |
Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Разрабатывать с привлечением участников образовательных отношений программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Применять технологии профилактики прогрессирования нарушений в развитии, в том числе комплексных и множественных, и пропедевтики поведенческих нарушений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и специалистов | |
Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и членов их семей | |
Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая электронный документооборот | |
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога (олигофренопедагога) | |
Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний об обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность | |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога) | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные | |
Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при умственной отсталости (интеллектуальных нарушениях), тяжелых и множественных нарушениях развития | |
Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения | |
Классификации интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений, тяжелых и множественных нарушений развития | |
Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации | |
Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума, экспертной группы в образовательной организации | |
Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом варианта развития и индивидуальных особенностей | |
Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога | |
Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по адаптивной физической культуре) | |
Особенности организации охранительного здоровьесберегающего режима для обучающихся с умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений | |
Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации | |
Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития | |
Другие характеристики | - |
3.7.3. Трудовая функция
Наименование | Психолого-педагогическая помощь обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития в их социальной адаптации и реабилитации | Код | G/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |