Действующий

Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"

     3.8. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с расстройствами аутистического спектра, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений

Код

H

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта


Возможные наименования должностей, профессий

Учитель-дефектолог (профиль: расстройства аутистического спектра)

Требования к образованию и обучению

Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности

или

Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки" и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению "Работа с обучающимися с расстройствами аутистического спектра"

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Другие характеристики


Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2330

Педагогические работники в средней школе

2341

Педагогические работники в начальном образовании

2342

Педагогические работники в дошкольном образовании

2352

Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья

2357

Преподаватели по программам дополнительного обучения

ЕКС

-

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)

ОКПДТР

27247

Учитель-дефектолог

ОКСО

6.44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

6.44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

3.8.1. Трудовая функция

Наименование

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра на разных уровнях образования

Код

H/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра

Организация специальной образовательной среды для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности по формированию детского коллектива, включения в детский коллектив обучающихся с расстройствами аутистического спектра, поддержки сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, в том числе в условиях инклюзивного образования

Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательный процесс с учетом их индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья

Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы

Отбор и использование программно-методических и учебно-дидактических материалов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Контроль и оценка достижений обучающихся с расстройствами аутистического спектра с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы

Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с расстройствами аутистического спектра, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве

Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с расстройствами аутистического спектра к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе

Необходимые умения

Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра в организации образовательного процесса

Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра в соответствии с их особыми образовательными потребностями, индивидуальными особенностями, в том числе особенностями здоровья

Применять специальные психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра, в том числе для формирования и развития возможностей коммуникации (альтернативной и дополнительной) социального взаимодействия, когнитивных и речевых функций с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся

Организовывать и поддерживать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с расстройствами аутистического спектра с окружающими людьми

Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с расстройствами аутистического спектра, в том числе вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для формирования речи, альтернативной и дополнительной коммуникации

Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к возможностям и потребностям обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с расстройствами аутистического спектра самостоятельности и активности в решении образовательных задач

Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра

Вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, включая электронный документооборот

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях аутистического спектра

Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Медико-биологические основы нарушений аутистического спектра, их психолого-педагогические и медицинские классификации

Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра разных возрастных групп и способы их реализации

Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, специальных учебных предметов, коррекционных курсов адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра

Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра с учетом их индивидуально-типологических особенностей

Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Специальные педагогические технологии формирования коммуникации, социального взаимодействия, когнитивных и речевых функций с учетом особых образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Особенности организации охранительного здоровьесберегающего режима для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Правила пользования вспомогательными техническими средствами и ассистивными технологиями для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога

Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога

Другие характеристики

-

3.8.2. Трудовая функция

Наименование

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра, профилактики и коррекции нарушений развития

Код

H/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Раннее выявление детей группы риска возникновения расстройств аутистического спектра, выявление обучающихся с расстройствами аутистического спектра, испытывающих трудности в обучении, для организации их индивидуального психолого-педагогического сопровождения

Планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом возраста, индивидуальных особенностей

Составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с расстройствами аутистического спектра и его обсуждение с участниками образовательного процесса

Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с расстройствами аутистического спектра, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий

Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования социально-коммуникативных ограничений обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Необходимые умения

Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического обследования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Подбирать и применять методики, диагностические инструменты и критерии выявления признаков повышенного риска формирования расстройства аутистического спектра

Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Проводить психолого-педагогическое обследование обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Анализировать документацию обучающихся с расстройствами аутистического спектра, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами

Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом данных комплексного обследования

Разрабатывать на основе результатов комплексной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с расстройствами аутистического спектра, использованию вспомогательных средств и ассистивных технологий для альтернативной и дополнительной коммуникации

Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Разрабатывать с привлечением участников образовательных отношений программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Применять технологии профилактики прогрессирования расстройств аутистического спектра, пропедевтики поведенческих нарушений

Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с расстройствами аутистического спектра и специалистов

Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра и членов их семей

Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра, включая электронный документооборот

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога

Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний об обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях аутистического спектра

Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными и нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения

Варианты развития детей с расстройствами аутистического спектра, психолого-педагогические классификации аутизма

Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации

Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации

Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра и способы их реализации

Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом варианта развития и индивидуальных особенностей

Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога

Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра (учителя-логопеда, педагога-психолога)

Особенности организации охранительного здоровьесберегающего режима для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Вспомогательные средства для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений

Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации

Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Другие характеристики

-

3.8.3. Трудовая функция

Наименование

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с расстройствами аутистического спектра в их социальной адаптации и реабилитации

Код

H/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта