Наименование | Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений | Код | A | Уровень квалификации | 6 | |||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Учитель-логопед (логопед) (профиль: нарушения речи) |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности |
или | |
Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки" и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению "Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации" | |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лица: |
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; | |
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; | |
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; | |
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем | |
Другие характеристики | - |
________________
Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
2330 | Педагогические работники в средней школе | |
2341 | Педагогические работники в начальном образовании | |
2342 | Педагогические работники в дошкольном образовании | |
2352 | Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья | |
2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения | |
ЕКС | - | Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) |
27250 | Учитель-логопед | |
6.44.03.03 | Специальное (дефектологическое) образование | |
6.44.04.03 | Специальное (дефектологическое) образование |
________________
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи |
Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения | |
Организация деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения | |
Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями речи в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья | |
Проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи | |
Отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов | |
Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи | |
Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве | |
Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе | |
Необходимые умения | Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями речи в организации образовательного процесса |
Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи в соответствии с их особыми образовательными потребностями, с учетом типологии нарушений речи | |
Применять психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями речи | |
Организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями речи с окружающими людьми | |
Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями речи, в том числе вспомогательные средства и ассистивные технологии для формирования альтернативной и дополнительной коммуникации | |
Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями речи | |
Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями речи | |
Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями речи самостоятельности и активности в решении образовательных задач | |
Демонстрировать образцы речи, соответствующие нормам русского языка | |
Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями речи | |
Вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот | |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность | |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда) | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные | |
Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями речи | |
Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи | |
Закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения | |
Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями речи разного возраста, в том числе в структуре нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития | |
Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
Классификации нарушений речи | |
Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи разных возрастных групп и способы их реализации | |
Направления и содержание логопедических занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам логопедической помощи | |
Принципы и подходы к реализации логопедических технологий в образовании обучающихся с нарушениями речи | |
Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи обучающимися с нарушениями речи | |
Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи | |
Методы и правила включения в образовательный процесс обучающихся с нарушениями речи альтернативной и дополнительной коммуникации | |
Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с нарушениями речи | |
Нормы русского языка | |
Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-логопеда (логопеда) | |
Основы самоорганизации и саморазвития учителя-логопеда (логопеда) | |
Другие характеристики | - |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития | Код | A/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи |
Планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей | |
Составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса | |
Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий | |
Проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса | |
Планирование и реализация деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями речи | |
Ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в процесс образования обучающихся с нарушениями речи | |
Необходимые умения | Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения |
Подбирать и применять методики выявления факторов риска возникновения нарушений речи | |
Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями речи | |
Проводить логопедическое обследование обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения | |
Анализировать документацию обучающихся с нарушениями речи, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами | |
Анализировать и оценивать результаты логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом данных комплексного обследования | |
Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения | |
Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи | |
Разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями речи с привлечением участников образовательных отношений | |
Применять технологии профилактики возникновения и прогрессирования нарушений речи, пропедевтики поведенческих нарушений | |
Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам профилактики нарушений речи, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями речи | |
Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи и специалистов | |
Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями речи и членов их семей | |
Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения | |
Демонстрировать образцы речи, соответствующие нормам русского языка | |
Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот | |
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда) | |
Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях речи | |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность | |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда) | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные | |
Закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения | |
Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения | |
Структура речевых нарушений, специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
Классификации нарушений речи | |
Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями речи в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации | |
Порядок организации и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации | |
Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи и способы их реализации | |
Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи и индивидуальных особенностей | |
Клинические основы профессиональной деятельности учителя-логопеда (логопеда) | |
Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями речи (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога) | |
Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с нарушениями речи | |
Влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями речи | |
Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений | |
Основы общей и профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда), конфликтологии и медиации | |
Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи | |
Другие характеристики | - |