Действующий

Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"

     3.3. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с задержкой психического развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений

Код

C

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Учитель-дефектолог (профиль: задержка психического развития)

Требования к образованию и обучению

Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности

или

Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки" и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению "Работа с обучающимися с задержкой психического развития"

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Другие характеристики

-


Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2330

Педагогические работники в средней школе

2341

Педагогические работники в начальном образовании

2342

Педагогические работники в дошкольном образовании

2352

Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья

2357

Преподаватели по программам дополнительного обучения

ЕКС

-

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)

ОКПДТР

27247

Учитель-дефектолог

ОКСО

6.44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

6.44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

3.3.1. Трудовая функция

Наименование

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с задержкой психического развития на разных уровнях образования

Код

C/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития

Организация специальной образовательной среды для обучающихся с задержкой психического развития с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с задержкой психического развития в образовательный процесс с учетом их индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья

Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с задержкой психического развития, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы

Отбор программно-методических и учебно-дидактических материалов и их использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития

Контроль и оценка достижений обучающихся с задержкой психического развития с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы

Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с задержкой психического развития, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве

Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с задержкой психического развития к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе

Необходимые умения

Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с задержкой психического развития в организации образовательного процесса

Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями, особенностями здоровья

Применять психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с задержкой психического развития

Организовывать взаимодействие и общение обучающихся с задержкой психического развития с другими обучающимися в образовательном процессе

Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с задержкой психического развития

Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры к возможностям и потребностям обучающихся с задержкой психического развития

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с задержкой психического развития

Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с задержкой психического развития самостоятельности и активности в решении образовательных задач

Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с задержкой психического развития

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с задержкой психического развития

Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных условий реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с задержкой психического развития \

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при задержке психического развития

Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с задержкой психического развития разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития)

Клинико-психолого-педагогическая характеристика и психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с задержкой психического развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте

Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития разных возрастных групп и способы их реализации

Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам коррекционной работы для обучающихся с задержкой психического развития

Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с задержкой психического развития

Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы обучающимися с задержкой психического развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей

Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с задержкой психического развития

Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с задержкой психического развития

Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога

Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога

Другие характеристики

-

3.3.2. Трудовая функция

Наименование

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, профилактики и коррекции нарушений развития

Код

C/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Выявление обучающихся с риском развития темповых нарушений познавательной деятельности для определения путей компенсации, потребностей в компенсации и мероприятий по профилактике формирования задержки психического развития

Планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с задержкой психического развития с учетом возраста, индивидуальных особенностей

Составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с задержкой психического развития и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса

Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с задержкой психического развития, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий

Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса психопрофилактических, психогигиенических и коррекционно-развивающих мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с задержкой психического развития

Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с задержкой психического развития

Ведение профессиональной документации по вопросам образования обучающихся с задержкой психического развития совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс

Необходимые умения

Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического обследования обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования

Подбирать и применять методики выявления факторов риска формирования задержки психического развития

Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с задержкой психического развития

Проводить психолого-педагогическое обследование обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования

Анализировать документацию обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами

Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования с учетом данных комплексного обследования

Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с задержкой психического развития или риском ее возникновения

Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития

Разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с задержкой психического развития с привлечением участников образовательных отношений

Применять технологии профилактики формирования и прогрессирования задержки психического развития, пропедевтики поведенческих нарушений

Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам профилактики формирования и прогрессирования задержки психического развития, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с задержкой психического развития и специалистов

Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с задержкой психического развития и членов их семей

Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования

Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития, включая электронный документооборот

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога

Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о задержке психического развития

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при задержке психического развития

Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения

Клинико-психолого-педагогическая характеристика и психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с задержкой психического развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте

Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики задержки психического развития, в том числе диагностики в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации

Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации

Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития и способы их реализации

Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития с учетом варианта развития и индивидуально-типологических особенностей

Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога

Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (учителя-логопеда, педагога-психолога)

Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с задержкой психического развития

Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с задержкой психического развития

Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений

Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации

Требования к оформлению психолого-педагогической документации

Другие характеристики

-

3.3.3. Трудовая функция

Наименование

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с задержкой психического развития в их социальной адаптации и реабилитации

Код

C/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта