Наименование | Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с задержкой психического развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений | Код | C | Уровень квалификации | 6 | |||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Учитель-дефектолог (профиль: задержка психического развития) |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лица: |
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; | |
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; | |
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; | |
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем | |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
2330 | Педагогические работники в средней школе | |
2341 | Педагогические работники в начальном образовании | |
2342 | Педагогические работники в дошкольном образовании | |
2352 | Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья | |
2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения | |
ЕКС | - | Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) |
27247 | Учитель-дефектолог | |
6.44.03.03 | Специальное (дефектологическое) образование | |
6.44.04.03 | Специальное (дефектологическое) образование |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование | Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с задержкой психического развития на разных уровнях образования | Код | C/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития |
Организация специальной образовательной среды для обучающихся с задержкой психического развития с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения | |
Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения | |
Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с задержкой психического развития в образовательный процесс с учетом их индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья | |
Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с задержкой психического развития, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы | |
Отбор программно-методических и учебно-дидактических материалов и их использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития | |
Контроль и оценка достижений обучающихся с задержкой психического развития с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы | |
Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с задержкой психического развития, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве | |
Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с задержкой психического развития к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе | |
Необходимые умения | Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с задержкой психического развития в организации образовательного процесса |
Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями, особенностями здоровья | |
Применять психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с задержкой психического развития | |
Организовывать взаимодействие и общение обучающихся с задержкой психического развития с другими обучающимися в образовательном процессе | |
Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с задержкой психического развития | |
Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры к возможностям и потребностям обучающихся с задержкой психического развития | |
Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с задержкой психического развития | |
Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с задержкой психического развития самостоятельности и активности в решении образовательных задач | |
Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с задержкой психического развития | |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность | |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные | |
Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с задержкой психического развития | |
Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных условий реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с задержкой психического развития \ | |
Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при задержке психического развития | |
Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с задержкой психического развития разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития) | |
Клинико-психолого-педагогическая характеристика и психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с задержкой психического развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте | |
Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития разных возрастных групп и способы их реализации | |
Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам коррекционной работы для обучающихся с задержкой психического развития | |
Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с задержкой психического развития | |
Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы обучающимися с задержкой психического развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей | |
Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с задержкой психического развития | |
Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с задержкой психического развития | |
Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога | |
Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога | |
Другие характеристики | - |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование | Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, профилактики и коррекции нарушений развития | Код | C/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выявление обучающихся с риском развития темповых нарушений познавательной деятельности для определения путей компенсации, потребностей в компенсации и мероприятий по профилактике формирования задержки психического развития |
Планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с задержкой психического развития с учетом возраста, индивидуальных особенностей | |
Составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с задержкой психического развития и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса | |
Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с задержкой психического развития, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий | |
Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса психопрофилактических, психогигиенических и коррекционно-развивающих мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с задержкой психического развития | |
Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с задержкой психического развития | |
Ведение профессиональной документации по вопросам образования обучающихся с задержкой психического развития совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс | |
Необходимые умения | Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического обследования обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования |
Подбирать и применять методики выявления факторов риска формирования задержки психического развития | |
Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с задержкой психического развития | |
Проводить психолого-педагогическое обследование обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования | |
Анализировать документацию обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами | |
Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования с учетом данных комплексного обследования | |
Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с задержкой психического развития или риском ее возникновения | |
Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития | |
Разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с задержкой психического развития с привлечением участников образовательных отношений | |
Применять технологии профилактики формирования и прогрессирования задержки психического развития, пропедевтики поведенческих нарушений | |
Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам профилактики формирования и прогрессирования задержки психического развития, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития | |
Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с задержкой психического развития и специалистов | |
Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с задержкой психического развития и членов их семей | |
Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с задержкой психического развития или риском ее формирования | |
Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития, включая электронный документооборот | |
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога | |
Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о задержке психического развития | |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность | |
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные | |
Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при задержке психического развития | |
Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения | |
Клинико-психолого-педагогическая характеристика и психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с задержкой психического развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте | |
Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики задержки психического развития, в том числе диагностики в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации | |
Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации | |
Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития и способы их реализации | |
Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития с учетом варианта развития и индивидуально-типологических особенностей | |
Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога | |
Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (учителя-логопеда, педагога-психолога) | |
Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с задержкой психического развития | |
Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с задержкой психического развития | |
Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений | |
Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога, конфликтологии и медиации | |
Требования к оформлению психолого-педагогической документации | |
Другие характеристики | - |
3.3.3. Трудовая функция
Наименование | Психолого-педагогическая помощь обучающимся с задержкой психического развития в их социальной адаптации и реабилитации | Код | C/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |