МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 марта 2023 года N 136н

Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"



В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог-дефектолог".

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.

Министр
А.О.Котяков



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

14 апреля 2023 года,

регистрационный N 73027     

     

     УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 13 марта 2023 года N 136н

     

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

     

Педагог-дефектолог

1621

Регистрационный номер

     

Содержание

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений"

3.2. Обобщенная трудовая функция "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями слуха, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений"

3.3. Обобщенная трудовая функция "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с задержкой психического развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений"

3.4. Обобщенная трудовая функция "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями зрения, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений"

3.5. Обобщенная трудовая функция "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений"

3.6. Обобщенная трудовая функция "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений"

3.7. Обобщенная трудовая функция "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений"

3.8. Обобщенная трудовая функция "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с расстройствами аутистического спектра, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений"

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

     I. Общие сведения

Педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

01.014

(наименование вида профессиональной деятельности)

Код


Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием адаптированной образовательной программы, развитие и формирование личности обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями психофизического развития; осуществление коррекции, компенсации и профилактики нарушений развития у обучающихся, психолого-педагогической поддержки их родителей (законных представителей)


Группа занятий:

2330

Педагогические работники в средней школе

2341

Педагогические работники в начальном образовании

2342

Педагогические работники в дошкольном образовании

2352

Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья

2357

Преподаватели по программам дополнительного обучения

-

-

(код ОКЗ)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

________________

Общероссийский классификатор занятий.


Отнесение к видам экономической деятельности:

85.11

Образование дошкольное

85.12

Образование начальное общее

85.13

Образование основное общее

85.14

Образование среднее общее

85.30

Обучение профессиональное

85.41

Образование дополнительное детей и взрослых

(код ОКВЭД)

(наименование вида экономической деятельности)

_________________

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалифи-
кации

наименование

код

уровень (подуровень) квалифи-
кации

A

Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, оказание психолого-педагогической помощи и

6

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования

A/01.6

6

поддержки участникам образовательных отношений

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития

A/02.6

6

Психолого-педагогическая (логопедическая) помощь обучающимся с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации

A/03.6

6

B

Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями слуха, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам

6

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха на разных уровнях образования

B/01.6

6

образовательных отношений

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития

B/02.6

6

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации

B/03.6

6

C

Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание обучающихся с задержкой психического развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам

6

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с задержкой психического развития на разных уровнях образования

C/01.6

6

образовательных отношений

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, профилактики и коррекции нарушений развития

C/02.6

6

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с задержкой психического развития в их социальной адаптации и реабилитации

C/03.6

6

D

Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями зрения, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам

6

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями зрения на разных уровнях образования

D/01.6

6

образовательных отношений

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения, профилактики и коррекции нарушений развития

D/02.6

6

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями зрения в их социальной адаптации и реабилитации

D/03.6

6

E

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений

6

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на разных уровнях образования

E/01.6

6

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, профилактики и коррекции нарушений развития

E/02.6

6

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в их социальной адаптации и реабилитации

E/03.6

6

F

Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки

6

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования детьми раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детьми группы риска

F/01.6

6

участникам образовательных отношений

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, профилактика и коррекция нарушений развития

F/02.6

6

Психолого-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детям группы риска в их социальной адаптации и реабилитации

F/03.6

6

G

Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам

6

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на разных этапах получения образования

G/01.6

6

образовательных отношений

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, профилактики и коррекции нарушений развития

G/02.6

6

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития в их социальной адаптации и реабилитации

G/03.6

6

H

Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание обучающихся с расстройствами аутистического спектра, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам

6

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра на разных уровнях образования

H/01.6

6

образовательных отношений

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра, профилактики и коррекции нарушений развития

H/02.6

6

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с расстройствами аутистического спектра в их социальной адаптации и реабилитации

H/03.6

6

     

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

     

     3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений

Код

A

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»