УТВЕРЖДАЮ
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.Кравцов
30 декабря 2022 года
Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Приоритетные направления) призваны определить комплекс первоочередных мер и последовательность действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководящих и педагогических работников, научных сотрудников, специалистов психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической помощи в части построения системы качественного доступного преемственного образования обучающихся указанной категории с учетом их психофизических особенностей и образовательных потребностей, динамики социальных, экономических изменений на долгосрочный период.
К обучающимся целевой группы в рамках реализации Приоритетных направлений относятся обучающиеся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития и другими нарушениями психофизического развития, определяющими их особые образовательные потребности и необходимость создания специальных условий для получения качественного доступного образования (от дошкольного до профессионального).
Приоритетные направления, основываясь на Конституции Российской Федерации, учитывают нормы Конвенции ООН о правах инвалидов.
_________________
См. Официальные документы в образовании. - 2020. - N 20. - С.3-68. - Ред.
См. Образование в Документах. - 2013. - N 11. - С.18-19. - Ред.
Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, гарантируя общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Приоритетные направления направлены на реализацию федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
_________________
См. Официальные документы в образовании. - 2017. - N 15-17. - Ред.
Законом об образовании регламентировано создание необходимых специальных условий для получения без дискриминации качественного доступного образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ на протяжении всей жизни, начиная с раннего возраста (оказание ранней коррекционной помощи), коррекции нарушений развития и социальной адаптации, до профессиональной самореализации как в рамках отдельных образовательных организаций, так и в инклюзивном формате.
Ответственность за получение детьми образования возлагается на их родителей (законных представителей), а создание необходимых для получения качественного доступного образования специальных условий - на органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования и организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ понимаются:
1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;
4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, услуг тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
5) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ невозможно или затруднено.
Приоритетные направления разработаны с целью объединения усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования по реализации:
Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой 22.12.2021 N 14056п-П8;
Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой 21.12.2021 N 14000п-П8;
Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18.12.2021 N 3711-р, и плана мероприятий по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 16.08.2022 N 2253-р;
Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р (в части подготовки педагогических кадров, способных к обучению и сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью);
_________________
См. Официальные документы в образовании. - 2022. - N 23. - С.38-56. - Ред.
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р (в части реализации целей воспитания обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ), и плана мероприятий по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р;
_________________
См. Образование в Документах. - 2015. - N 6. - С.5-19. - Ред.
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (в части реализации целей дополнительного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ).
_________________
См. Официальные документы в образовании. - 2022. - N 21. - С.39-59. - Ред.
Анализ современного социально-экономического состояния системы образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, правоприменительной практики в субъектах РФ выявил комплекс проблем, требующих решения:
недостаточно развитая региональная сеть организаций, оказывающих раннюю коррекционную помощь детям, имеющим нарушения развития или риск их возникновения и их семьям, расположенных в шаговой доступности от мест проживания таких семей;
недостаточно развитая региональная сеть отдельных и инклюзивных образовательных организаций, расположенных в шаговой доступности от мест проживания семей, воспитывающих детей с инвалидностью, с ОВЗ и позволяющих реализовать право родителям (законным представителям) в выборе образовательной организации;
недостаточное построение преемственности между уровнями образования;
недостаточная готовность образовательных организаций к реализации инклюзивного образования (наличие проблем с обеспечением архитектурной доступности и материально-технического обеспечения, дефицит научно-обоснованного программно-методического обеспечения, дефицит квалифицированных педагогических кадров);
отсутствие единых подходов к организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей-дефектологов, учителей-логопедов, тьюторов и специальных психологов;
несоответствие системы профессиональной ориентации потребностям обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и рынка труда, а именно: неспецифичность профессиональной ориентации для каждой категории обучающихся с ОВЗ; отсутствие ее ориентированности на рынок труда конкретного региона, в котором проживает такой обучающийся;
отсутствие единой системы психолого-педагогического сопровождения на уровне получения обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ профессионального образования;
низкая эффективность межведомственного и внутриведомственного взаимодействия органов власти и организаций субъекта (муниципального района, городского округа) в части обеспечения преемственного качественного доступного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, направленного на переход к самостоятельной трудовой деятельности и закреплению на рабочем месте.