17. С целью качественной подготовки целевых показателей и плановых мероприятий по снижению доли населения с доходами ниже границы бедности рекомендуется провести анализ уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, выявить причины и особенности бедности, оценить глубину бедности населения в соответствии с пунктом 19 настоящих методических рекомендаций.
18. Анализ уровня жизни в субъекте Российской Федерации рекомендуется проводить на основе:
а) показателей социально-экономического развития региона, в том числе показателей экономического развития, уровня занятости и безработицы, демографической ситуации, уровня доходов населения (номинальных и реальных), состава доходов населения;
б) оценки взаимосвязи социально-экономической и демографической ситуации в субъекте Российской Федерации, отраженной через динамику показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона, с ожидаемыми результатами по повышению благосостояния населения и снижению уровня бедности;
в) оценки влияния на повышение доходов населения и снижение уровня бедности мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, региональных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения;
г) анализа данных о реальном уровне и структуре бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований с учетом городской и сельской местности;
д) выявления и анализа факторов и причин бедности семей и одиноко проживающих граждан (уровень доходов, иждивенческая нагрузка, состояние здоровья, уровень образования, статус занятости, участие в программах социальной поддержки и др.);
е) данных о периоде пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств);
ж) оценки особенностей бедности в городской и сельской местностях;
з) данных об уровне бедности среди работающих в разных секторах экономики, среди пенсионеров, а также среди безработных граждан;
и) мер социальной поддержки, в том числе:
классификации имеющихся в регионе мер социальной поддержки;
данных об охвате малоимущих граждан мерами социальной поддержки;
выявления малоимущих граждан, получающих и не получающих меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов, а также причин, по которым малоимущие граждане не получают меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь;
данных о распоряжении средствами федерального и (или) регионального материнского (семейного) капитала;
оценки влияния региональных мер социальной поддержки на снижение бедности, а также выявления наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей и одиноко проживающих граждан из трудной жизненной ситуации;
оценки возможности перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки;
к) практики применения государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе:
данных о количестве заключенных социальных контрактов, размере выплат, периодичности предоставления помощи;
оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе изменения материального положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.
19. Измерение глубины бедности в целях выявления наиболее нуждающихся граждан с доходами ниже границы бедности, оказание помощи которым является приоритетным, рекомендуется проводить по следующей формуле:
где:
- глубина бедности;
СД - среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина (в рублях), рассчитываемый в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за мерой социальной поддержки;
ПМ - величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина, определяемая с учетом действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за государственной социальной помощью прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:
,