Действующий

Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности и признании утратившими силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326 и внесенных в него изменений

IV. Анализ текущей ситуации, выявление причин и особенностей бедности в субъекте Российской Федерации

17. С целью качественной подготовки целевых показателей и плановых мероприятий по снижению доли населения с доходами ниже границы бедности рекомендуется провести анализ уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, выявить причины и особенности бедности, оценить глубину бедности населения в соответствии с пунктом 19 настоящих методических рекомендаций.

18. Анализ уровня жизни в субъекте Российской Федерации рекомендуется проводить на основе:

а) показателей социально-экономического развития региона, в том числе показателей экономического развития, уровня занятости и безработицы, демографической ситуации, уровня доходов населения (номинальных и реальных), состава доходов населения;

б) оценки взаимосвязи социально-экономической и демографической ситуации в субъекте Российской Федерации, отраженной через динамику показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона, с ожидаемыми результатами по повышению благосостояния населения и снижению уровня бедности;

в) оценки влияния на повышение доходов населения и снижение уровня бедности мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, региональных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения;

г) анализа данных о реальном уровне и структуре бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований с учетом городской и сельской местности;

д) выявления и анализа факторов и причин бедности семей и одиноко проживающих граждан (уровень доходов, иждивенческая нагрузка, состояние здоровья, уровень образования, статус занятости, участие в программах социальной поддержки и др.);

е) данных о периоде пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств);

ж) оценки особенностей бедности в городской и сельской местностях;

з) данных об уровне бедности среди работающих в разных секторах экономики, среди пенсионеров, а также среди безработных граждан;

и) мер социальной поддержки, в том числе:

классификации имеющихся в регионе мер социальной поддержки;

данных об охвате малоимущих граждан мерами социальной поддержки;

выявления малоимущих граждан, получающих и не получающих меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов, а также причин, по которым малоимущие граждане не получают меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь;

данных о распоряжении средствами федерального и (или) регионального материнского (семейного) капитала;

оценки влияния региональных мер социальной поддержки на снижение бедности, а также выявления наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей и одиноко проживающих граждан из трудной жизненной ситуации;

оценки возможности перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки;

к) практики применения государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе:

данных о количестве заключенных социальных контрактов, размере выплат, периодичности предоставления помощи;

оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе изменения материального положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.

19. Измерение глубины бедности в целях выявления наиболее нуждающихся граждан с доходами ниже границы бедности, оказание помощи которым является приоритетным, рекомендуется проводить по следующей формуле:


где:

- глубина бедности;

СД - среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина (в рублях), рассчитываемый в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за мерой социальной поддержки;

ПМ - величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина, определяемая с учетом действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за государственной социальной помощью прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:

,