Действующий

О национальном плане мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года

II. Формирование системы адаптации к изменениям климата в Российской Федерации


В рамках реализации национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р, на территории Российской Федерации формируется система адаптации к изменениям климата, которая включает национальный, отраслевые и региональные планы адаптации к изменениям климата (далее - адаптация), институциональную и методическую основу адаптации.

В рамках оценки климатических рисков на уровне отраслей экономики, субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов выявляются опасные климатические факторы, а также подверженность и уязвимость к ним объектов воздействия. Оценка риска проводится по показателям интенсивности, распространенности и продолжительности воздействия климатических факторов на основе имеющихся ретроспективных и прогнозных данных, учитывает возможный прямой и косвенный ущерб, а также неэкономические потери.

Ключевым источником информации для оценки климатических рисков и экономической уязвимости является информационная продукция Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы государственной статистики. В рамках отраслевых планов адаптации формируются ведомственные системы управления климатическими рисками, развивается государственная информационная система "Автоматизированная информационно-управляющая система" единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее отдельный сегмент "Атлас опасностей и рисков" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Разработка адаптационных мероприятий осуществляется с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на население и экономику. При разработке и ранжировании мер адаптации по степени приоритета учитываются эффекты от их реализации для снижения уровня риска или уровня уязвимости объектов воздействия и для использования благоприятных возможностей изменений климата.

По оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата, риски, связанные с изменениями климата, становятся все более сложными для управления. В частности, отмечаются случаи принятия адаптационных мер, которые приводят к повышению уровня уязвимости населения, природных экосистем и объектов экономики к изменению климата и другим негативным эффектам (такие случаи наблюдаются во многих регионах мира при осуществлении инженерно-технических и планировочных мер в береговой зоне морей и рек, городских районах, сельском и лесном хозяйствах, при управлении водными ресурсами). При этом в ряде секторов экономики выявляются варианты адаптации, которые являются экономически эффективными при различных сценариях изменений климата.

С 2021 года реализуется Глазговско-Шарм-эль-Шейхская программа работы по глобальной цели по адаптации. Указанная программа направлена в числе прочего на активизацию действий стран - участниц Парижского соглашения, подписанного от имени Российской Федерации 22 апреля 2016 г. и принятого постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1228 "О принятии Парижского соглашения" (далее - Парижское соглашение), в области адаптации, а также на улучшение понимания глобальной цели по адаптации (включая методологию и показатели результативности адаптации), содействие планированию и реализации действий по адаптации на национальном уровне.

На территории Российской Федерации для контроля за реализацией планов адаптации и анализа эффективности адаптационных мер сформирован набор показателей достижения целей адаптации, применяемый на федеральном, отраслевом и региональном уровнях. Такой подход позволяет использовать разный уровень детализации и агрегации количественных показателей результатов адаптационной деятельности и может быть масштабирован в случае использования количественного компонента оценки прогресса в достижении глобальной цели адаптации, предусмотренной Парижским соглашением.

План мероприятий по организационному, нормативно-правовому, научно-методическому и информационному обеспечению реализации национального плана приведен в приложении.