ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 марта 2023 года N 559-р
[О национальном плане мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года]
1. Утвердить прилагаемый национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года (далее - национальный план).
2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий национального плана, направлять в Минэкономразвития России отчеты о ходе выполнения мероприятий национального плана и отраслевых планов адаптации к изменениям климата ежегодно, до 15 апреля.
3. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий национального плана, направлять в Минэкономразвития России отчеты о ходе выполнения мероприятий по адаптации к изменениям климата, осуществляемых на территории субъектов Российской Федерации, включая мероприятия национального плана и региональных планов адаптации к изменениям климата, ежегодно, до 15 апреля.
4. Рекомендовать государственным корпорациям, Государственной компании "Автодор" и заинтересованным акционерным обществам с государственным участием включать в свои стратегии деятельности меры, направленные на адаптацию к изменениям климата, и информировать Минэкономразвития России о реализуемых мерах ежегодно, до 15 апреля.
5. Минэкономразвития России:
представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий национального плана ежегодно, до 15 июня;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации и организациями внести до 30 декабря 2025 г. в Правительство Российской Федерации проект национального плана мероприятий третьего этапа адаптации к изменениям климата на период до 2028 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года
По данным многолетних наблюдений, выполняемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, среднегодовая температура воздуха у поверхности Земли на территории Российской Федерации с середины 1970-х годов растет в среднем на 0,51°С за 10 лет (темп роста температуры увеличился на 0,04°С по сравнению с 2019 годом), что в 2,8 раза превышает темпы роста средней глобальной температуры воздуха (0,18°С за 10 лет). При этом темп роста среднегодовой температуры воздуха в Арктической зоне Российской Федерации в 3,9 раза превышает темпы роста средней глобальной температуры воздуха (0,71°С за 10 лет).
Изменения климата на территории Российской Федерации проявляются также в изменениях агроклиматических характеристик тепло- и влагообеспеченности сельскохозяйственных культур, роста частоты и продолжительности крупномасштабных волн жары, изменениях характера осадков, ускоренной деградации ледников Северного Кавказа, в сокращении продолжительности залегания снежного покрова, снижении несущей способности многолетнемерзлых пород и других изменениях климатических характеристик.
В среднем по территории Российской Федерации отмечается увеличение количества осадков, в том числе за счет роста суточных максимумов ливневых осадков и связанных с ними показателей экстремальности режима осадков. За последние 30 лет суммарный годовой сток российских рек увеличился на 200 куб. километров (что составляет 4,7 процента суммарного годового стока, характерного для 1961-1990 годов). Однако на равнинных реках юга европейской территории Российской Федерации, а также на ряде рек северо-востока азиатской территории Российской Федерации и бассейнов рек Обь и Енисей отмечается уменьшение годового стока. Увеличение максимальных в году расходов воды и связанных с этим неблагоприятных и опасных явлений характерно для отдельных рек Черноморского побережья, Северного Кавказа (в особенности Кубани), горных и предгорных районов юга Западной Сибири, Восточных Саян, бассейна реки Амур.
По данным Третьего оценочного доклада об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации, опубликованного Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2022 году (далее - Третий оценочный доклад), в зависимости от сценариев изменения климата рост приземной температуры воздуха на территории Российской Федерации по сравнению с началом XXI века может составить 2-3,3°С к середине века, 2,3-7,5°С к концу века. Ожидается также рост по сравнению с началом XXI века годовых сумм осадков в зависимости от сценариев на 8-12 процентов к середине века и на 9-25 процентов к концу века. В летний сезон рост среднего количества осадков и связанный с этим рост годового стока рек ожидается на большей части территории Российской Федерации, за исключением южных регионов, где прогнозируется противоположная тенденция. Площадь, занятая приповерхностной многолетней мерзлотой на территории Российской Федерации, по сравнению с началом XXI века может сократиться в зависимости от сценариев на 15-38 процентов к середине века и на 25-92 процентов к концу века. К концу XXI века подавляющее число глобальных климатических моделей (90 процентов) прогнозирует исчезновение во время теплого сезона морского льда в арктических морях Российской Федерации.
Стихийные бедствия являются значимым фактором для осуществления хозяйственной деятельности и миграционных процессов в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. По данным Третьего оценочного доклада, в 2010-2020 годах эвакуации и вынужденному переселению, обусловленному стихийными бедствиями, подверглось более 142 тыс. человек на территории Российской Федерации. Особенно большую угрозу природные катаклизмы представляют для коренных малочисленных народов.
Климатические факторы в обозримой перспективе начнут оказывать все более значимое воздействие на рынок труда и занятость населения Российской Федерации посредством потерь рабочего времени, вызванных увеличением частоты и масштабов опасных природных явлений, и снижением производительности труда (особенно на открытом воздухе), вызванным экстремальными погодными условиями (жара, интенсивные осадки, в том числе тропические и ледяные дожди, град, шквалистый ветер, смерчи, дым от лесных пожаров, штормовые нагоны и др.).
Воздействие климатических факторов на систему здравоохранения на территории Российской Федерации включает влияние на состояние здоровья населения, уровень заболеваемости и смертности (негативное воздействие на течение сердечно-сосудистых, респираторных и иных заболеваний), на эпидемиологическую обстановку (расширение ареала распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, особенно в годы с теплыми зимами), на инфраструктуру системы здравоохранения (разрушающее воздействие на объекты температурно-влажностных деформаций, деградации многолетней (вечной) мерзлоты, необходимость дополнительного охлаждения помещений в летний период), на оказание медицинской помощи в экстренной форме (обеспечение быстрого реагирования и мобилизации материально-технических средств и личного состава).
Климатические изменения влияют на производство энергии, ее передачу и потребление, балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод в схемах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов. В связи с этим учет ожидаемых изменений климата является обязательным при прогнозировании балансов в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве. Рост температуры воздуха повышает риски как в холодный, так и в теплый периоды (существенно изменится потребность в отоплении и кондиционировании помещений, особенно на юге страны). Рост числа дней с экстремально высокими температурами и продолжительности сухих периодов оказывает негативное воздействие на подачу технической воды для целей водоснабжения.
Сокращение продолжительности отопительного периода приводит к экономии топлива, необходимого для обогрева зданий, а сокращение продолжительности периода с отрицательными температурами воздуха приводит к уменьшению коррозии и повышению работоспособности энергетического оборудования, улучшению условий доставки и хранения топлива. Для использования этих благоприятных климатических факторов необходимо минимизировать избыток закупаемого топлива и его холостого сжигания в конце отопительного периода. Кроме этого, для использования потенциала снижения потребления тепловой энергии в зданиях необходима соответствующая инженерная поддержка (например, внедрение систем автоматического регулирования параметров теплоносителя).
Увеличение количества осадков, в том числе до экстремальных показателей, и связанные с этим наводнения вызывают разрушение существующей инфраструктуры, включая конструктивные элементы автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений (мостов, водопропускных труб) и других объектов. В связи с этим особое внимание необходимо обратить на актуальность гидрологических расчетов при проектировании и эксплуатации инфраструктурных объектов.
Воздействие осадков и повышенных температур способствует деградации верхних слоев многолетнемерзлых грунтов в основании сооружений, дорожных конструкций и других объектов инфраструктуры, которые приводят к развитию недопустимых деформаций и частичному разрушению объектов в зоне распространения многолетней (вечной) мерзлоты.
Прогнозирование изменения температуры, влажности и других характеристик грунтов в условиях многолетней (вечной) мерзлоты позволит разработать рациональные конструкции объектов инфраструктуры и материалы с увеличенным сроком службы.
В связи с ожидаемым сокращением площади арктического льда предвидится более легкий доступ к морским месторождениям континентального шельфа Российской Федерации, морским портам и береговой инфраструктуре. При этом возможно усиление опасности для танкеров, буровых платформ, причальных сооружений, автомобильных и железных дорог, прилегающих к берегу, которая связана с образованием айсбергов и усилением воздействия морских волн. Затопление прибрежных районов в результате штормовых нагонов и разрушение берегов могут привести к невозможности использования портов и связанных с ними транспортных систем, повредить терминалы, логистические центры, дезорганизовать цепочки поставок.
В ряде бассейнов внутренних водных путей снизилась обеспеченность водными ресурсами. Маловодность в совокупности с инфраструктурными ограничениями снижает эффективность работы транспортного флота и сокращает период его работы. Климатические изменения оказывают воздействие и на временные транспортные сооружения, в частности, на зимники и ледовые переправы (сокращается период их ежегодной эксплуатации). При этом продление навигации на арктических реках в связи с потенциальным потеплением позволит компенсировать сокращение периода эксплуатации зимников и ледовых переправ для осуществления социально значимых грузовых и пассажирских перевозок.
Увеличение температуры воздуха в летний период и увеличение волн жары с экстремально высокими температурами способствуют размягчению асфальтового покрытия с последующей деформацией, разрушением дорожного полотна и возникновением колейности (особенно сильно сказывается на дорогах местного значения). Экстремально высокие температуры оказывают также негативное влияние на железнодорожную инфраструктуру - происходит деформация рельсов, ведущая к уменьшению скорости поездов и увеличению риска схода составов с рельс.
В рамках реализации национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р, на территории Российской Федерации формируется система адаптации к изменениям климата, которая включает национальный, отраслевые и региональные планы адаптации к изменениям климата (далее - адаптация), институциональную и методическую основу адаптации.
В рамках оценки климатических рисков на уровне отраслей экономики, субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов выявляются опасные климатические факторы, а также подверженность и уязвимость к ним объектов воздействия. Оценка риска проводится по показателям интенсивности, распространенности и продолжительности воздействия климатических факторов на основе имеющихся ретроспективных и прогнозных данных, учитывает возможный прямой и косвенный ущерб, а также неэкономические потери.
Ключевым источником информации для оценки климатических рисков и экономической уязвимости является информационная продукция Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы государственной статистики. В рамках отраслевых планов адаптации формируются ведомственные системы управления климатическими рисками, развивается государственная информационная система "Автоматизированная информационно-управляющая система" единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее отдельный сегмент "Атлас опасностей и рисков" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Разработка адаптационных мероприятий осуществляется с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на население и экономику. При разработке и ранжировании мер адаптации по степени приоритета учитываются эффекты от их реализации для снижения уровня риска или уровня уязвимости объектов воздействия и для использования благоприятных возможностей изменений климата.
По оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата, риски, связанные с изменениями климата, становятся все более сложными для управления. В частности, отмечаются случаи принятия адаптационных мер, которые приводят к повышению уровня уязвимости населения, природных экосистем и объектов экономики к изменению климата и другим негативным эффектам (такие случаи наблюдаются во многих регионах мира при осуществлении инженерно-технических и планировочных мер в береговой зоне морей и рек, городских районах, сельском и лесном хозяйствах, при управлении водными ресурсами). При этом в ряде секторов экономики выявляются варианты адаптации, которые являются экономически эффективными при различных сценариях изменений климата.
С 2021 года реализуется Глазговско-Шарм-эль-Шейхская программа работы по глобальной цели по адаптации. Указанная программа направлена в числе прочего на активизацию действий стран - участниц Парижского соглашения, подписанного от имени Российской Федерации 22 апреля 2016 г. и принятого постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1228 "О принятии Парижского соглашения" (далее - Парижское соглашение), в области адаптации, а также на улучшение понимания глобальной цели по адаптации (включая методологию и показатели результативности адаптации), содействие планированию и реализации действий по адаптации на национальном уровне.
На территории Российской Федерации для контроля за реализацией планов адаптации и анализа эффективности адаптационных мер сформирован набор показателей достижения целей адаптации, применяемый на федеральном, отраслевом и региональном уровнях. Такой подход позволяет использовать разный уровень детализации и агрегации количественных показателей результатов адаптационной деятельности и может быть масштабирован в случае использования количественного компонента оценки прогресса в достижении глобальной цели адаптации, предусмотренной Парижским соглашением.
План мероприятий по организационному, нормативно-правовому, научно-методическому и информационному обеспечению реализации национального плана приведен в приложении.
План мероприятий по организационному, нормативно-правовому, научно-методическому и информационному обеспечению реализации национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года
Наименование мероприятия | Вид документа | Ответственные исполнители | Срок исполнения | Ожидаемый результат, показатель результата | |
I. Федеральный блок | |||||
Организационное и нормативно-правовое обеспечение | |||||
1. | Совершенствование механизмов страхования в условиях адаптации к изменениям климата и разработка подходов к страхованию и перестрахованию рисков стихийных бедствий | доклад в Правительство Российской Федерации | Минфин России, Минэкономразвития России, | IV квартал 2023 г. | анализ необходимости модернизации страхового законодательства Российской Федерации в условиях адаптации к изменениям климата |
доклад в Правительство Российской Федерации | Минфин России, Минэкономразвития России при участии Банка России, заинтересованные организации | III квартал 2025 г. | возможные подходы | ||
2. | Разработка национальных стандартов и других документов национальной системы стандартизации в сфере адаптации к | ведомственные акты | Росстандарт, | IV квартал 2024 г. | создана система менеджмента в области климатических рисков на уровне организаций |
изменениям климата | ведомственный акт | Минэкономразвития России | IV квартал 2025 г. | учет положений национальных стандартов в сфере адаптации к изменениям климата в приказе Минэкономраз- | |
3. | Анализ наличия форм федерального статистического наблюдения, характеризующих уязвимость и адаптацию к изменениям климата, при необходимости их актуализация и (или) утверждение новых форм | отчет в Минэкономраз- | Росстат, | I квартал 2024 г., далее - | статистические и административ- |
4. | Обеспечение методологической поддержки по вопросам адаптации к изменениям климата | отчет на официальном сайте | Минэкономразвития России | I квартал | форма обратной связи по методологическим вопросам адаптации к изменениям климата для специалистов федеральных органов исполнительные власти и высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации |
5. | Разработка и реализация программ высшего профессионального образования, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области климатических рисков и адаптации к изменению климата в различных отраслях экономики | доклад в Правительство Российской Федерации | Минобрнауки России, Минтранс России, Минпромторг России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации при участии Банка России | I квартал 2025 г., далее - | перечень программ высшего профессиональ- |
6. | Выявление наиболее результативных российских и международных практик адаптации к изменениям климата в отраслях экономики, включая лучшие практики корпоративного управления в части климатической стратегии | отчет в Минэкономраз- | Минэкономразвития России, | I квартал 2024 г., далее - | сформирован перечень наиболее результативных российских и международных практик адаптации к изменениям климата в отраслях экономики |
7. | Продвижение российских подходов адаптации к изменениям климата | сообщения Российской Федерации | Минэкономразвития России, | III квартал | сообщение |
8. | Выявление потребностей в данных космических аппаратов для управления климатическими рисками | доклад в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России, | III квартал 2024 г. | сформирован перечень существующих и перспективных данных, получаемых с использованием космических аппаратов, которые необходимы для управления климатическими рисками |
Научно-методическое и информационное обеспечение | |||||
9. | Оценка возможного ущерба от воздействия климатических рисков, в том числе связанных с изменением климата в отраслях экономики, в субъектах Российской Федерации | ведомственный акт | Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | IV квартал 2023 г. | методические рекомендации |
отчет в Минэкономраз- | Росгидромет, | III квартал 2023 г. | информационный ресурс со сценариями изменений климата для территории Российской Федерации | ||
отчет в Минэкономраз- | Минэкономразвития России, | III квартал 2024 г. | результаты оценки | ||
доклад в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации | II квартал 2025 г. | сводный перечень климатически уязвимых объектов в отраслях экономики, в субъектах Российской Федерации | ||
10. | Апробация модели оценки физических климатических | отчет в Минэкономраз- | заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, публичное акционерное общество "Сбербанк" | II квартал 2024 г. | результаты апробации модели оценки физических климатических рисков |
11. | Мониторинг и оценка | ведомственный акт | Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | IV квартал 2023 г. | методические рекомендации |
отчет в Минэкономраз- | Минэкономразвития России, | I квартал 2024 г., далее - | результаты оценки | ||
12. | Повышение осведомленности общества о мерах адаптации к изменениям климата, реализуемых в отраслях экономики, в субъектах Российской Федерации | отчет в Минэкономраз- | Минэкономразвития России, | I квартал 2024 г., далее - | информационно- |
13. | Включение вопросов адаптации | ведомственный акт | Минэкономразвития России | II квартал 2024 г. | методические рекомендации по включению вопросов адаптации к изменениям климата в документы стратегического планирования Российской Федерации и документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации |
14. | Создание наукоемких технологических решений, направленных на изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям на основе результатов Федеральной научно- | отчет в Минэкономраз- | Минприроды России, | II квартал 2023 г., далее - | рекомендации по внедрению и использованию наукоемких технологических решений, эффективность которых |