Действующий

Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"

     3.7. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Тьюторское сопровождение обучающихся

Код

G

Уровень квалификации

6

Происхождение
обобщенной

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

трудовой функции

Код оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Тьютор

Требования к образованию и обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"

или

Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства

Требования к опыту
практической работы

-

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Другие характеристики

Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности (не реже чем один раз в три года)
В данной обобщенной трудовой функции описывается деятельность тьютора как педагогического работника

________________

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 9, ст.1341).


Дополнительные характеристики

Наименование классификатора

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2359

Специалисты в области образования, не входящие в другие группы

ЕКС

-

Тьютор

ОКСО

5.37.00.00

Психология

5.39.00.00

Социология и социальная работа

6.44.00.00

Образование и педагогика

3.7.1. Трудовая функция

Наименование

Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

Код

G/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия

Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в образовательной деятельности

Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса

Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

Работа по реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с трудовыми обязанностями

Необходимые умения

Применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся

Осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов

Оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса

Проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья

Консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта

Консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ

Оказывать консультационную поддержку обучающимся в процессе профессионального самоопределения

Применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

Выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана

Учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения обучающихся

Проводить развивающие игры, беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися

Проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся

Предоставлять обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей

Осуществлять делегирование ответственности обучающемуся за разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом его возраста и индивидуальных особенностей

Осуществлять педагогическую поддержку образовательных инициатив обучающихся и реализации ими индивидуальных проектов

Осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся в целях поддержки обучающихся

Организовывать анализ обучающимися результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы

Организовывать участие родителей (законных представителей) обучающихся в проведении мероприятий с обучающимися

Проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ

Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с обучающимися

Реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения

Осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся

Необходимые знания

Законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании

Теоретические и методические основы тьюторской деятельности

Технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся

Основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся

Основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов

Структура и содержание образовательных программ

Основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий

Методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся

Методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы

Формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии открытого образования, тьюторские технологии

Ресурсная схема общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся

Возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся

Методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия участников образовательных отношений

Особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования

Методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализу социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб

Методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста

Методы и приемы делегирования обучающемуся ответственности за реализацию его индивидуального образовательного маршрута

Методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся

Методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися

Виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся

Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся

Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне образовательной организации

Другие характеристики

-

3.7.2. Трудовая функция

Наименование

Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

Код

G/02.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6