РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят
Государственной Думой
14 февраля 2023 года
Одобрен
Советом Федерации
15 февраля 2023 года
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
1. Уровни общего образования и среднего профессионального образования, установленные в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" уровням общего образования и среднего профессионального образования. Уровни высшего образования - бакалавриат, специалитет, магистратура, установленные в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к установленным указанным Федеральным законом уровням высшего образования - бакалавриату, специалитету, магистратуре соответственно.
2. Дополнительное высшее профессиональное образование - подготовка кадров высшей научно-педагогической и научной квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ассистентуры-стажировки, установленное в Донецкой Народной Республике до дня ее принятия в Российскую Федерацию, и высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ассистентуры-стажировки, установленное в Луганской Народной Республике до дня ее принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к установленному Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" уровню высшего образования - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ассистентуры-стажировки соответственно.
3. Дополнительное высшее профессиональное образование - подготовка кадров высшей научно-педагогической и научной квалификации по программам интернатуры, программам ординатуры, установленное в Донецкой Народной Республике до дня ее принятия в Российскую Федерацию, и высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры, программам интернатуры, установленное в Луганской Народной Республике до дня ее принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к установленному Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" уровню высшего образования - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры.
4. Уровни образования, установленные в Запорожской области и Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в следующем порядке:
1) начальное образование - к начальному общему образованию;
2) базовое среднее образование - к основному общему образованию;
3) профильное среднее образование - к среднему общему образованию;
4) первый (начальный) уровень профессионального (профессионально-технического) образования - к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
5) второй (базовый) уровень профессионального (профессионально-технического) образования - к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
6) третий (высший) уровень профессионального (профессионально-технического) образования - к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки специалистов среднего звена;
7) профессиональное предвысшее образование - к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки специалистов среднего звена;
8) начальный уровень (короткий цикл) высшего образования - к высшему образованию - бакалавриату;
9) первый (бакалаврский) уровень высшего образования - к высшему образованию - специалитету;
10) второй (магистерский) уровень высшего образования - к высшему образованию - магистратуре;
11) третий (образовательно-научный, образовательно-творческий) уровень высшего образования - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ассистентуры-стажировки.
5. Последипломное образование по образовательным программам клинической ординатуры и интернатуры, установленное в Запорожской области и Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравнивается к установленному Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" уровню высшего образования - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры.
6. Образовательно-квалификационные уровни, в соответствии с которыми осуществлялась подготовка в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к уровням образования и квалификации, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в следующем порядке:
1) квалифицированный рабочий, служащий - к квалификации по профессии среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании;
2) специалист среднего звена - к квалификации по специальности среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании;
3) бакалавр - к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом бакалавра;
4) специалист - к квалификации по специальности высшего образования, подтверждаемой дипломом специалиста;
5) магистр - к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом магистра.
7. Образовательно-квалификационные уровни, в соответствии с которыми осуществлялась подготовка в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территориях Запорожской области и Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, приравниваются к уровням образования и квалификации, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в следующем порядке:
1) квалифицированный работник - к квалификации по профессии среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании;
2) младший специалист - к квалификации по специальности среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании;
3) младший бакалавр - к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом бакалавра;
4) бакалавр - к квалификации по специальности высшего образования, подтверждаемой дипломом специалиста;
5) магистр - к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом магистра.
8. Ученые (научные) степени и ученые звания, полученные ранее в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или Украины лицами, признанными гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области" и частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" (далее - лица, признанные гражданами Российской Федерации), а также лицами, которые являются постоянно проживавшими на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области на день их принятия в Российскую Федерацию гражданами Российской Федерации, соответствуют ученым степеням и ученым званиям, входящим в государственную систему научной аттестации Российской Федерации:
1) научная степень доктора философии и ученая степень кандидата наук - ученой степени кандидата наук, ученая степень доктора наук - ученой степени доктора наук;
2) ученые звания старшего научного сотрудника, старшего исследователя, доцента - ученому званию доцента, ученое звание профессора - ученому званию профессора.
9. В зависимости от уровня образования федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, устанавливает соответствие профессий, направлений (направлений подготовки) и специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с указанными в частях 6 и 7 настоящей статьи образовательно-квалификационными уровнями, профессиям, направлениям подготовки и специальностям, установленным в Российской Федерации.
10. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, устанавливает соответствие направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), обучение по которым осуществлялось в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике до дня их принятия в Российскую Федерацию, и специальностей научно-образовательных программ, обучение по которым осуществлялось в Запорожской области и Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, научным специальностям, по которым присуждаются ученые степени, установленным законодательством Российской Федерации.
11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, устанавливает соответствие специальностей ординатуры (клинической ординатуры) и интернатуры, указанных в частях 3 и 5 настоящей статьи, специальностям ординатуры, установленным законодательством Российской Федерации.
12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, устанавливает соответствие специальностей ассистентуры-стажировки, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, специальностям ассистентуры-стажировки, установленным законодательством Российской Федерации.
1. Со дня принятия Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в Российскую Федерацию для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, устанавливается, что:
1) лица, получающие дошкольное образование, считаются принятыми на обучение по образовательным программам дошкольного образования;
2) лица, получающие внешкольное образование, дополнительное образование (обучение), проходящие спортивную подготовку, считаются принятыми на обучение по соответствующим дополнительным общеобразовательным программам;
3) лица, получающие образование по образовательным и (или) образовательно-квалификационным уровням (уровню образования и (или) квалификации), применяемым на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, считаются принятыми на обучение по образовательным программам в соответствии с уровнями образования и квалификацией по профессиям, специальностям и направлениям подготовки согласно статье 2 настоящего Федерального закона;
4) лица, проходящие подготовку в аспирантуре (адъюнктуре) или в форме ассистентуры-стажировки, считаются принятыми на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) или по программам ассистентуры-стажировки соответственно;
5) лица, получающие высшее образование, дополнительное высшее профессиональное образование, последипломное образование в ординатуре (клинической ординатуре) и интернатуре, считаются принятыми на обучение по программам ординатуры;
6) лица, получающие последипломное образование, дополнительное профессиональное образование в форме повышения квалификации и переподготовки кадров, считаются принятыми на обучение по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки соответственно;
7) лица, принятые на обучение по учебным программам профессионального обучения работников рабочим профессиям, считаются принятыми на обучение по основным программам профессионального обучения.
2. На указанных в части 1 настоящей статьи обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Указанным обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Особенности осуществления образовательной деятельности по программам ординатуры в 2023/24 и 2024/25 учебных годах для лиц, получающих высшее образование, дополнительное высшее профессиональное образование, последипломное образование в интернатуре организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
1. Наименования и уставы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций, реализующих программы спортивной подготовки, научных организаций, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, подлежат приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации не позднее 31 декабря 2023 года, наименования и уставы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций, реализующих программы спортивной подготовки, научных организаций, расположенных на территориях Запорожской области и Херсонской области, - не позднее 30 июня 2024 года.
2. Наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Луганской Народной Республики, подлежат приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации с учетом переименования образовательных организаций среднего профессионального образования в профессиональные образовательные организации.
3. Наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территориях Запорожской области и Херсонской области, подлежат приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации с учетом следующего:
1) дошкольные учебные учреждения (за исключением домов ребенка и дошкольных учебных учреждений (детских домов) интернатного типа) должны быть переименованы в дошкольные образовательные организации;
2) учреждения общего среднего образования должны быть переименованы в общеобразовательные организации;
3) учреждения профессионального (профессионально-технического) образования должны быть переименованы в профессиональные образовательные организации;
4) высшие учебные учреждения должны быть переименованы в образовательные организации высшего образования;
5) учреждения внешкольного образования должны быть переименованы в организации дополнительного образования;
6) учреждения последипломного образования должны быть переименованы в организации дополнительного профессионального образования.
4. Наименования организаций, реализующих программы спортивной подготовки, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, подлежат приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации с учетом переименования таких организаций в организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа".
5. До 1 января 2026 года органы государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области со дня их принятия в Российскую Федерацию осуществляют функции учредителей дошкольных и общеобразовательных организаций, расположенных на их территориях, а также вправе осуществлять функции учредителей образовательных организаций иных типов.