РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА ГАЗА"
1. Руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа" (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" (далее - Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств"), утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 533, зарегистрированным Минюстом России 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61808, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. N 306, зарегистрированным Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29581, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. N 517, зарегистрированным Минюстом России 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61745, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420, зарегистрированным Минюстом России 11 декабря 2020 г., регистрационный N 61391, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 536, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2020 г., регистрационный N 61998, а также иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО) магистральных трубопроводов, в том числе магистральных газопроводов (далее - ОПО МГ).
2. Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий (далее - анализ риска аварий) в отношении объектов линейной части (далее - ЛЧ) и площадочных объектов ОПО магистрального трубопроводного транспорта газа.
Руководство содержит рекомендации по методическим подходам, термины и определения, а также описание процедур проведения и оформления результатов количественного анализа риска аварий (далее - КолАР) на ОПО МГ, которые используются при разработке:
проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО МГ;
документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО МГ;
декларации промышленной безопасности ОПО МГ;
обоснования безопасности ОПО МГ;
плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО МГ;
плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.
3. Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО МГ. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО МГ.
4. В Руководстве используются термины, определения и сокращения, приведенные в приложении N 1.
5. Анализ риска аварий на ОПО МГ является элементом системы управления промышленной безопасностью в эксплуатирующих организациях и представляет собой циклическую процедуру, включающую систематизацию всей доступной информации о состоянии ОПО МГ и его окружения с точки зрения промышленной безопасности, идентификацию опасностей, оценку риска аварий, анализ полученных показателей риска, разработку рекомендаций по снижению риска и проверку эффективности этих рекомендаций в следующем цикле анализа ОПО МГ.
6. Основное назначение анализа риска аварий заключается в предоставлении лицам, принимающим решения:
объективной информации о состоянии промышленной безопасности ОПО МГ;
сведений о наиболее опасных составляющих ОПО МГ;
сведений о возможном количестве пострадавших, объемах материального ущерба производству, третьим лицам и компонентам природной среды от возможных аварий на ОПО МГ и ожидаемой частоте (вероятности) возникновения аварий и их нежелательных последствий;
обоснованных рекомендаций по уменьшению риска;
обоснованных рекомендаций по распределению материальных и финансовых ресурсов, направляемых на повышение уровня безопасности ОПО МГ.
7. Цели и задачи анализа техногенного риска на разных этапах жизненного цикла ОПО МГ различаются и конкретизируются для каждого этапа.
8. На этапе разработки проектной документации на строительство ОПО МГ целями анализа риска аварий являются:
выявление опасностей и предварительная количественная оценка риска для проектируемого ОПО МГ с установленными в целом технико-экономическими характеристиками ОПО МГ с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую природную среду для выбора оптимального варианта размещения технических устройств, зданий и сооружений ОПО по критерию безопасности для персонала, населения и окружающей природной среды:
обеспечение информацией для разработки инструкций, технологических регламентов и планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии (далее - ПМЛЛПА) на проектируемом ОПО МГ;
обеспечение разработчиков проекта информацией для оптимального выбора и размещения систем противоаварийной и противопожарной защиты, блокировок, сигнализаций и т.п. на ОПО МГ;
обеспечение информацией в соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений, утвержденным приказом Ростехнадзора от 16 октября 2020 г. N 414, зарегистрированным Минюстом России 17 декабря 2020 г., регистрационный N 61526, для разработки декларации промышленной безопасности (далее - ДПБ);
обеспечение информацией для разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для ОПО в составе проектной документации;
обеспечение информацией для разработки СТУ.
9. На этапе ввода в эксплуатацию ОПО целями анализа риска являются:
выявление опасностей и оценка последствий аварий, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах жизненного цикла ОПО МГ;
проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;
разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию.
10. На этапе эксплуатации ОПО МГ целями анализа риска являются:
проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;
получение новой или уточнение существующей информации об основных опасностях и рисках на ОПО для персонала, населения и окружающей природной среды, в том числе при разработке вновь ДПБ, разработке паспортов безопасности и ОБ ОПО МГ;
расстановка приоритетов при направлении имеющихся в эксплуатирующей организации ограниченных ресурсов на техническое обслуживание и обновление оборудования с целью оптимального распределения средств по составляющим ОПО МГ в соответствии с уровнями рассчитанного для них риска;
разработка рекомендаций и мероприятий по снижению риска;
совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, уточнение ПМЛЛПА ОПО МГ;
________________
При уточнении ПМЛЛПА должны использоваться готовые результаты анализа риска из ДПБ в части сценариев аварий и размеров зон поражения.
оценка степени снижения риска в результате внесенных изменений в организационные структуры ОПО МГ, приемы практической работы и технического обслуживания ОПО МГ при совершенствовании системы управления промышленной безопасностью.
11. При реконструкции и техническом перевооружении ОПО МГ целями анализа риска являются:
обеспечение информацией для разработки ДПБ, перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для ОПО, ОБ или СТУ в составе проектной документации, документации на реконструкцию, техническое перевооружение ОПО МГ;
выбор оптимальных (с учетом показателей риска) технических решений и размещения реконструируемых (перевооружаемых) составляющих ОПО МГ;
уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО МГ с учетом технико-технологических изменений объекта, связанных с реконструкцией (перевооружением) отдельных составляющих ОПО МГ (в том числе при декларировании промышленной безопасности);
уточнение инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, ПМЛЛПА.
________________
При уточнении ПМЛЛПА должны использоваться готовые результаты анализа риска из ДПБ в части сценариев аварий и размеров зон поражения.
12. При капитальном ремонте на ОПО МГ целями анализа риска являются:
выявление специфических опасностей ремонтных работ;
уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО МГ с учетом изменений в результате капитального ремонта технико-технологических характеристик и технического состояния ОПО и технологически сопряженных объектов;
обеспечение информацией для разработки ОБ ремонтируемого ОПО МГ;
уточнение технологических регламентов и инструкций, связанных с капитальным ремонтом.
13. На этапах консервации и ликвидации ОПО МГ целями анализа риска являются:
выявление специфических опасностей, характерных для консервации и ликвидации ОПО, расчет показателей риска аварий с учетом этих опасностей;
обеспечение информацией для разработки ДПБ или ОБ в составе документации на консервацию или ликвидацию ОПО МГ;
разработка и уточнение инструкций по консервации и/или ликвидации ОПО МГ.
14. Показатели риска аварии на ЛЧ МГ и площадочных объектах количественно характеризуют опасность аварии, используются для ранжирования составляющих ОПО МГ по степени опасности и обоснования приоритетов в мероприятиях по обеспечению безопасного функционирования ОПО МГ (риск-ориентированный подход).
Перечень показателей риска, вводимых настоящим Руководством, приведен в таблице N 1, порядок их расчета предложен в главах V, VI. Расчет не указанных в таблице N 1 итоговых показателей риска аварии (потенциального, индивидуального, коллективного, социального) рекомендуется осуществлять по формулам, изложенным в Руководстве по безопасности "Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденном приказом Ростехнадзора от 3 ноября 2022 г. N 387.
Таблица N 1
Показатели риска аварии, введенные настоящим Руководством
N | Показатель | Обозначение и единицы измерения | Примечание |
1. | Удельная ожидаемая частота аварий на n-ом участке (ПОУ) МГ | , 1/(1000 км·год) |
|
2. | Ожидаемая частота аварий на n-ом участке (ПОУ) МГ или на n-ой опасной составляющей площадочного объекта (ОСПО) | fn, 1/год |
|
3. | Удельная ожидаемая частота аварий на участке технологического трубопровода | , 1/(м·год) |
|
4. | Ожидаемая частота аварий на участке технологического трубопровода | , 1/год |
|
5. | Ущерб от аварии (при реализации конкретного сценария аварии Cij) | Уij, руб. | Выполняется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
|
6. | Средний ущерб от одной аварии на n-ом участке (ПОУ) МГ | , руб. | Полнота расчета (например, только прямого ущерба производству или только экологического ущерба) определяется задачами анализа риска |
7. | Средний ущерб от одной аварии на k-ом МГ | , руб. |
|
8. | Средний ущерб от одной аварии на n-ой составляющей площадочного объекта | , руб. |
|
9. | Средний ущерб от одной аварии на k-ом площадочном объекте | , руб. |
|
10. | Годовой ожидаемый ущерб от аварий на n-ом участке МГ | , руб./год | Определяется как математическое ожидание ущерба от возможных аварий на участке МГ за 1 календарный год его эксплуатации. Рассчитывается через ущерб от одной аварии и ожидаемую частоту аварий |
11. | Суммарный годовой ожидаемый ущерб от аварий на k-ом МГ | , руб./год | Полнота расчета (например, только прямого ущерба производству или только экологического ущерба) определяется задачами анализа риска |
12. | Годовой ожидаемый ущерб от аварий на n-ой составляющей площадочного объекта | , руб./год |
|
13. | Суммарный годовой ожидаемый ущерб от аварий на k-ом площадочном объекте | , руб./год |
|