Государственный контроль осуществляется также посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- документарная проверка;
- инспекционный визит;
- выездная проверка.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора) не проводятся.
Проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляется посредством анализа данных об объектах государственного контроля, имеющихся в распоряжении Росаккредитации и ее территориальных органов, в том числе данных, предоставленных аккредитованными лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных государственных реестров, данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится в следующих случаях:
- поступления в адрес Росаккредитации и (или) ее территориального органа информации (сведений), содержащей указание на наличие вероятности возникновения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям от деятельности или результатов деятельности аккредитованных лиц;
- фактического обнаружения Росаккредитацией и (или) ее территориальным органом информации (сведений), содержащей признаки нарушений аккредитованным лицом (лицами) обязательных требований;
- получения информации (сведений), содержащей указание на наличие вероятности возникновения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям от деятельности или результатов деятельности аккредитованных лиц.
Документарной проверкой является контрольно-надзорное мероприятие, которое проводится по месту нахождения Росаккредитации или ее территориального органа, предметом которого являются сведения, содержащиеся в документах аккредитованных лиц, включая документы, предусмотренные системой менеджмента качества аккредитованного лица, и документы и сведения, являющиеся результатами деятельности аккредитованного лица, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления аккредитованных лиц по месту осуществления деятельности аккредитованного лица, указанному в реестре аккредитованных лиц, и (или) по месту осуществления деятельности, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП для оценки исполнения аккредитованным лицом обязательных требований, в целях проверки информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, а также оценки исполнения решения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Выездная проверка проводится по месту осуществления деятельности аккредитованного лица, указанному в реестре аккредитованных лиц, и (или) по месту осуществления деятельности, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, посредством взаимодействия с конкретным аккредитованным лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Росаккредитации и (или) ее территориального органа.
Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Росаккредитации или в запрашиваемых ею документах и объяснениях аккредитованного лица;
- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) аккредитованного лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное место осуществления деятельности и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, включая:
- наличие у Росаккредитации или ее территориальных органов информации о фактах нарушения законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, допущенного экспертной группой при проведении экспертизы, по результатам которой принято решение об аккредитации или о подтверждении компетентности;
- наличие у Росаккредитации или ее территориальных органов информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, о фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) о фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений, работ по проведению инспекций, поверки средств измерений либо о возможности таких нарушений, если указанные нарушения относятся к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, который утвержден приказом Минэкономразвития России N 34;
- получение от аккредитованного лица информации (отчета) об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедуры подтверждения компетентности в соответствии со статьей 24 Федерального закона N 412-ФЗ.
Рассмотрение поступивших в Росаккредитацию и ее территориальные органы жалоб на деятельность аккредитованных лиц, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводится в соответствии со статьями 58-60 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольные (надзорные) мероприятия в форме инспекционного визита и выездной проверки могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения основаниям, установленным Положением о государственном контроле.
Порядок организации и сроки проведения Росаккредитацией вышеуказанных контрольных (надзорных) мероприятий установлены Положением о государственном контроле.