3.1. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N Пр-2254 в рамках Целевой модели субъектам Российской Федерации в своих региональных нормативных правовых актах рекомендуется предусмотреть распределение объема гарантий персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в зависимости от уровня материальной обеспеченности семьи, статуса семьи и ребенка, а также от его успехов в учебной деятельности.
3.2. Система управления и финансирования в регионе будет признана соответствующей требованиям Целевой модели при одновременном выполнении следующих условий:
1) механизм персонифицированного финансирования используется не менее чем в 50% муниципальных образований субъекта Российской Федерации (дети из не менее, чем 50-ти процентов муниципалитетов субъекта Российской Федерации используют сертификаты дополнительного образования);
2) не менее 25% детей, проживающих в субъекте Российской Федерации, при выборе дополнительных общеобразовательных программ использовали сертификат дополнительного образования, позволяющий выбрать любого исполнителя образовательных услуг, независимо от типа и формы собственности, и при необходимости направить средства сертификата дополнительного образования на оплату обучения;
Обеспечение охвата 25% детей персонифицированным финансированием дополнительного образования может быть достигнуто одним из следующих решений:
1) закрепление в рамках закона о региональном бюджете решений о местных бюджетах совокупного обеспечения номиналов сертификатов дополнительного образования, достаточного для передачи средств сертификатов 25% детей в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на оказание услуг в рамках дополнительного образования исполнителям образовательных услуг;
2) закрепление в рамках закона о региональном бюджете, решений о местных бюджетах объема средств, минимально необходимого для удовлетворения существующего ожидаемого спроса со стороны детей на программы, не включенные в государственное (муниципальное) задание, а также установление и реализация механизма перераспределения средств между государственным (муниципальным) заданием и мероприятием по обеспечению персонифицированного финансирования.
Решение задачи обеспечения целевого охвата детей персонифицированным финансированием предусматривает:
1) Формирование в соответствии с порядком, представленным в разделе 2.2.2 Рекомендаций реестра дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в рамках государственного (муниципального) задания.
В результате будет сформирован первичный перечень дополнительных общеобразовательных программ, ценных для субъекта Российской Федерации и/или отдельных муниципальных районов (городских округов). В то же время, на данном шаге еще не определяются окончательно количественные показатели для реализуемых программ (целевое число обучающихся), не пересматриваются государственные (муниципальные) задания для образовательных учреждений.
2) Оценка потенциального спроса со стороны детей, получающих сертификат дополнительного образования, на образовательные программы, не включенные в реестр образовательных программ.
На данном шаге устанавливается примерный объем финансирования, необходимый для обеспечения выбора детьми любого исполнителя образовательных услуг, на период действия программы персонифицированного финансирования. Фактически, установление объема обеспечения номиналов сертификатов дополнительного образования выше правильно определенного потенциального спроса приведет лишь к наличию остатков средств на сертификатах дополнительного образования, что в принципе не желательно.
3) Принятие решения об объемах распределения бюджетных средств, направляемых для обеспечения дополнительных общеобразовательных программ, между государственным (муниципальным) заданием и обеспечением механизма персонифицированного финансирования. Утверждение правовых актов, устанавливающих соответствующее распределение.
4) Для возможности оперативно проводить перераспределение средств при внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей рекомендуется установить в соответствии с пунктом 8 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации следующие основания для внесения изменений в показатели Сводной бюджетной росписи местного бюджета без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в соответствии с решениями руководителя финансового органа:
- перераспределение бюджетных ассигнований в рамках одного мероприятия муниципальной программы или непрограммного направления деятельности;
- перераспределение бюджетных ассигнований по мероприятиям муниципальных программ главному распорядителю бюджетных средств.
Данные полномочия закрепляются Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании или решением о бюджете, если данное право закреплено вышеуказанным положением.
5) Осуществление регулярного мониторинга возникновения необходимости перераспределения средств между государственным (муниципальным) заданием и мероприятием по обеспечению персонифицированного финансирования (при необходимости) и непосредственное перераспределение средств в предусмотренном порядке при возникновении соответствующей необходимости. Уточнение целевого числа обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.
В результате в регионе (муниципалитете), обеспечивающем внедрение системы ПФДО, обеспечивается, с одной стороны, соблюдение требований по охвату системой персонифицированного финансирования (отсутствуют ограничения использования сертификата дополнительного образования у любого исполнителя образовательных услуг при выборе дополнительных общеобразовательных программ по меньшей мере для 25% проживающих детей), с другой стороны управление системой дополнительного образования осуществляется от государственных приоритетов и не предполагает перекоса в сторону решения практической задачи по реализации непосредственно механизма персонифицированного финансирования.
3.3. Система персонифицированного учета и финансирования дополнительного образования детей соответствует требованиям Целевой модели исключительно в случае соответствия механизма персонифицированного финансирования, являющегося частью системы, всем установленным для него, закрепленным Целевой моделью, основными требованиями к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", а также закрепленным Целевой моделью. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере дополнительного образования такой механизм может быть создан лишь в качестве составного, то есть построенного на использовании существующих и практикуемых механизмов таким образом, что в итоге обеспечивается полное соответствие требованиям к ПФДО.
3.3.1. Оплата услуг исполнителей образовательных услуг осуществляется в соответствии со следующими правовыми механизмами:
- предоставление грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- предоставление грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям, не являющимся казенными учреждениями в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Логика организации исполнения бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана, предусмотренная Бюджетным кодексом Российской Федерации, предполагает установление показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов. Таким образом, реализация механизмов бюджетных ассигнований предполагает первоначальное закрепление лимитов для каждой отдельной группы исполнителей образовательных услуг: подведомственных автономных и бюджетных учреждений (КВР 621 и 611, соответственно), автономных учреждений (КВР 623), бюджетных учреждений (КВР 613), не находящихся в ведении субъекта РФ (муниципального образования). Предусматривается также первоначальное закрепление лимитов для различных ГРБС. При этом, учитывая, что основополагающим требованием к системе ПФДО является предоставление равного доступа к бюджетным средствам, предусмотренным на обеспечение персонифицированного финансирования, указанное первоначальное закрепление не должно становиться ограничением для возникновения обязательств по финансовому обеспечению (возмещению) затрат исполнителей образовательных услуг какого-либо типа сверх установленных для данного типа лимитов, при условии наличия неизрасходованных средств общего предусмотренного объема финансового обеспечения системы персонифицированного финансирования в соответствующем бюджете.
Первоначальные лимиты средств в рамках ПФДО распределяются в том числе между различными ГРБС, выполняющими функции учредителей для учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
- порядок перераспределения лимитов бюджетных обязательств между различными КБК, главными распорядителями бюджетных средств (в случаях использования механизмов смешанного бюджетного финансирования), в целях обеспечения перехода детей по сертификатам дополнительного образования между различными исполнителями образовательных услуг, в том числе учреждениями, функции учредителей в отношении которых выполняют различные ГРБС.
Указанный порядок закрепляется в порядке составления и ведения сводной бюджетной росписи, утверждаемом финансовым органом, и отвечает следующим принципам: