Действующий

Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации

III. Рекомендации по проведению экспертизы нормативных правовых актов

     

3.1. Экспертизу нормативных правовых актов рекомендуется проводить в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

3.2. Экспертизу рекомендуется осуществлять на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в орган, уполномоченный на проведение экспертизы:

а) от органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) от органов местного самоуправления;

в) от научно-исследовательских, общественных и иных организаций;

г) от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов;

д) от иных лиц.

3.3. На основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в орган, уполномоченный на проведение экспертизы, рекомендуется составлять план проведения экспертизы (далее - план).

3.4. Нормативные правовые акты рекомендуется включать в план при наличии сведений, указывающих, что положения нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данные сведения могут быть получены органом, уполномоченным на проведение экспертизы, как в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, так и самостоятельно.

3.5. До включения в план органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется запрашивать мнения о необходимости проведения экспертизы рассматриваемых нормативных правовых актов с учетом сложившейся правоприменительной практики у органов и организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

3.6. Органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется утверждать план на год, а также размещать на официальном сайте и (или) на сайте органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в сети "Интернет". Рекомендуется предусмотреть возможность внесения изменений в план.

3.7. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить сроки проведения экспертизы. Рекомендуется устанавливать сроки проведения экспертизы не более трех месяцев с возможностью их продления (при необходимости) на срок, не превышающий одного месяца.

3.8. В ходе экспертизы рекомендуется проводить публичные консультации, исследование нормативного правового акта на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и составлять мотивированное заключение об экспертизе. Рекомендуемый образец формы заключения приведен в приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям.

3.9. Публичные консультации рекомендуется проводить в течение одного месяца со дня начала процедуры экспертизы. На официальном сайте и на сайте органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в сети "Интернет" рекомендуется размещать уведомление о проведении экспертизы с указанием срока начала и окончания публичных консультаций, а также контактных данных лиц, ответственных за проведение экспертизы.

3.10. Исследование нормативных правовых актов рекомендуется проводить во взаимодействии с разработчиком, а также с участием представителей предпринимательского сообщества.

3.11. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить положение, в соответствии с которым разработчики по запросу органа, уполномоченного на проведение экспертизы, обязаны представлять необходимые материалы в целях проведения экспертизы.

3.12. Органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется запрашивать у разработчика материалы, необходимые для проведения экспертизы. Указанные материалы могут содержать сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования соответствующих общественных отношений.

3.13. В случае если разработчиком на запрос органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в установленный срок не представлены необходимые в целях проведения экспертизы материалы, сведения об этом рекомендуется указывать в тексте заключения об экспертизе.

3.14. Органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется обращаться к субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности и иным заинтересованным лицам с запросом информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы, предлагая в нем срок для их представления.

3.15. При проведении исследования рекомендуется:

а) рассматривать замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций;

б) анализировать положения нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения;

в) определять характер и степень воздействия положений нормативного правового акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;

г) устанавливать наличие затруднений в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений нормативного правового акта, а также их обоснованность и целесообразность для целей государственного регулирования соответствующих отношений;

д) устанавливать факт достижения или недостижения целей введения регулирования (для нормативных правовых актов, проходивших ОРВ).

3.16. По результатам исследования рекомендуется составлять проект заключения об экспертизе. В проекте заключения об экспертизе рекомендуется указывать сведения:

а) о нормативном правовом акте, в отношении которого проводится экспертиза, источниках его официального опубликования, органе государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшем нормативный правовой акт, и органе государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности;

б) о выявленных положениях нормативного правового акта, которые, исходя из анализа их применения для регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности, создают необоснованные затруднения при осуществлений предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений;