1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - проекты нормативных правовых актов), оценки применения обязательных требований (далее - оценка применения), в том числе оценки фактического воздействия (далее - ОФВ), а также экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее соответственно - экспертиза, нормативные правовые акты) в соответствии с требованиями статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) и Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) и определяют рекомендуемый порядок действий по проведению ОРВ проектов нормативных правовых актов, оценки применения, в том числе ОФВ, и экспертизы нормативных правовых актов.
1.2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения единого подхода при проведении ОРВ также рекомендуется использовать:
а) методику оценки регулирующего воздействия, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290;
б) методику оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 11 ноября 2015 г. N 830;
в) методику оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669;
г) методику проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений), утвержденную приказом Минэкономразвития России от 7 июля 2015 г. N 454.
1.3. Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие основные понятия и их определения:
обязательные требования - содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
уполномоченный орган - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за развитие процедуры ОРВ, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанной процедуры, осуществляющий подготовку заключений об ОРВ по проектам нормативных правовых актов, входящим в предметную область, установленную статьей 53 Федерального закона N 414-ФЗ;
орган, уполномоченный на проведение экспертизы, - орган государственной власти субъекта Российской Федерации или специально созданный коллегиальный орган, ответственный за развитие процедуры экспертизы, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанной процедуры, а также осуществляющий подготовку заключений об экспертизе;
орган, уполномоченный на контроль за качеством проведения оценки применения, - орган государственной власти субъекта Российской Федерации или специально созданный коллегиальный орган, ответственный за развитие процедуры оценки применения, в том числе ОФВ, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанных процедур, а также осуществляющий подготовку заключений о достижении целей введения обязательных требований и заключений об ОФВ;
разработчики проектов нормативных правовых актов (далее - разработчики) - органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах общественных отношений, а также на участие в процедурах ОРВ, оценки применения, ОФВ в части организации публичных консультаций и подготовки сводного отчета об ОРВ, доклада о достижении целей введения обязательных требований, отчета об ОФВ, а также других действий, определенных порядком проведения ОРВ, оценки применения, ОФВ;
публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), организуемое разработчиком в ходе проведения процедур ОРВ, оценки применения и ОФВ;
дополнительные публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), организуемое уполномоченным органом при подготовке заключения об ОРВ, органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, - при подготовке заключения о достижении целей введения обязательных требований и заключения об ОФВ, органом, уполномоченным на проведение экспертизы, - при подготовке заключения об экспертизе;
размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) - этап процедуры ОРВ, в ходе которого разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;
сводка предложений - документ, содержащий все комментарии и предложения, поступившие в рамках публичных консультаций (дополнительных публичных консультаций), а также результат их рассмотрения и его обоснование в случае отказа от учета предложения;
сводный отчет о проведении ОРВ проекта нормативного правового акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения разработчиком исследования о возможных вариантах решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов ее решения;
доклад о достижении целей введения обязательных требований - документ, содержащий выводы по итогам проведения оценки применения о достижении целей регулирования, заявленных при разработке рассматриваемого нормативного правового акта, а также об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
отчет об ОФВ - документ, содержащий выводы по итогам проведения разработчиком или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативного правового акта, а также об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
заключение об ОРВ - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, о наличии либо отсутствии в сводном отчете достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый органом, уполномоченным на проведение экспертизы, и содержащий выводы о наличии в нормативном правовом акте, в отношении которого проводится экспертиза, положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов;
заключение о достижении целей введения обязательных требований - завершающий процедуру оценки применения документ, подготавливаемый органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, и содержащий выводы о достижении или недостижении заявленных целей регулирования, об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
заключение об ОФВ - завершающий процедуру ОФВ документ, подготавливаемый органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, и содержащий оценку положительных или отрицательных последствий действия нормативного правового акта, а также предложения об отмене, изменении нормативного правового акта или его отдельных положений или продлении срока его действия;
официальный сайт - специализированный единый информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определенный в субъекте Российской Федерации для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ, оценки применения, ОФВ и экспертизы, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах.
1.4. В целях обеспечения высокого качества регулирования рекомендуется оценивать проекты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, на предмет учета принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ. Указанную оценку целесообразно проводить в том числе уполномоченному органу при подготовке заключений об ОРВ, а также органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, при подготовке заключения о достижении целей введения обязательных требований и заключения об ОФВ.
1.5. В целях обеспечения актуальности регулирования при принятии новых нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, может быть установлен срок их действия, не превышающий 6 лет.
1.6. В целях обеспечения предсказуемости регулирования нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть установлены даты вступления в силу для нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также определен минимальный возможный отлагательный период между принятием нормативного правового акта и его вступлением в силу.
1.7. В целях обеспечения принципа открытости в субъекте Российской Федерации официальный сайт рекомендуется определить в качестве единой площадки в сети "Интернет" для раскрытия информации о процедурах ОРВ, оценки применения, ОФВ и экспертизы, в том числе проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов и нормативным правовым актам.