МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 октября 2021 года N 03-1820

О направлении рекомендаций



С целью обеспечения равнодоступного и качественного образования в период проведения капитального ремонта зданий образовательных организаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, необходимо предусмотреть реализацию комплекса мероприятий.

Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации направляет рекомендации по организации образовательного процесса в период проведения капитального ремонта или реконструкции здания образовательной организации.

Директор Департамента
государственной политики
и управления в сфере
общего образования
Е.Е.Семченко



Приложение 1



Рекомендации по организации образовательного процесса в период проведения ремонтных работ в общеобразовательной организации



При подготовке заявок на участие субъектов Российской Федерации в отборе на предоставление субсидий из федерального бюджета с целью обеспечения равнодоступного и качественного образования в период проведения капитального ремонта органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, необходимо предусмотреть реализацию ряда мероприятий по соблюдению условий, которые будут учитываться при предоставлении Минпросвещения России субсидий.

1. Рекомендации о примерных действиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, по подготовке вышеуказанных мероприятий

1.1. При реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих информацию о мероприятиях по модернизации школьных систем образования (далее - Программы), необходимо предусмотреть мероприятия по организации образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта и оснащения зданий общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организаций.

1.2. Предусмотреть средства на финансирование мероприятий Программ в части организации образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта и оснащения зданий общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организаций (в том числе в случаях перевода обучающихся в другие образовательные организации (дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования, организации среднего профессионального образования) или в иные здания/помещения, находящиеся в муниципальной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, не предназначенные для осуществления образовательного процесса, с целью их оснащения соответствующими основными средствами и материальными запасами).

1.3. В список мер правового регулирования реализации Программ следует включить:

- положение о порядке организации образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта и оснащения зданий общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организаций (в том числе условия для временного размещения детей и организации образовательного процесса, организации питания, включая горячее питание и др.);

- приказ об утверждении плана организации образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта и оснащения зданий общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организаций;

- иные правовые акты, необходимые для реализации Программ.

1.4. При разработке документов, содержащих меры правового регулирования Программ (положения, приказы, порядки организации и др.), учитывать, что организация образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта должна проходить в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - санитарные правила СП 2.4.3648-20).

1.5. При разработке документов, содержащих меры правового регулирования Программ (положения, приказы, порядки организации и др.), необходимо учитывать, что в общеобразовательных организациях, состоящих из нескольких учебных корпусов, капитальный ремонт проводят поочередно в каждом из них. В тех случаях, когда общеобразовательная организация занимает одно здание, обучающихся и работников на время капитального ремонта необходимо перевести в другие учреждения, список которых определяется учредителем. Перевод оформляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. В случае отказа родители (законные представители) обучающихся должны самостоятельно выбрать другую общеобразовательную организацию, в которую будет оформлен перевод.

В случае возникновения необходимости обучающиеся могут быть переведены в здания других образовательных организаций (дошкольного образования, дополнительного образования, среднего профессионального образования), а также иные здания/помещения, находящиеся в муниципальной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации. При составлении списка образовательных организаций, в которые могут быть переведены обучающиеся (дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования, организации среднего профессионального образования), или иных зданий/помещений, находящихся в муниципальной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, не предназначенных для осуществления образовательного процесса, необходимо учитывать требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности в общеобразовательных организациях.

1.6. В раздел Программ, включающий анализ рисков реализации Программ, необходимо включить разработку программных механизмов, направленных на обеспечение нормативных требований, предъявляемых законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством в сфере пожарной безопасности, необходимых для ведения безопасного, качественного и комфортного образовательного процесса на период проведения капитального ремонта и оснащения зданий общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организаций общеобразовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

1.7. Рекомендовать органам местного самоуправления, правоохранительным и контрольно-надзорным органам принять участие в реализации мероприятий Программ в части разработки минимальных требований к помещениям, порядку их приемки и лицензирования, в случае организации образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта с осуществлением перевода в другие образовательные организации (дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования, организации среднего профессионального образования) или в иные здания/помещения, находящиеся в муниципальной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, не предназначенные для осуществления образовательного процесса, предусмотрев их финансирование из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

1.8. Обеспечить взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, участвующих в реализации Программ.

2. Рекомендации по созданию условий организации образовательного процесса на период проведения капитального ремонта

2.1. С целью рационального использования учебных помещений в зданиях временного размещения возможно создание интегрированных (многопредметных) учебных кабинетов, в которых преподаются два или более смежных учебных предмета.

В соответствии с п.2.3.2 санитарных правил СП 2.4.3648-20 возможна организация трансформируемых пространств многофункционального назначения (актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы, аудитории) в соответствии с задачами образовательного процесса.

2.2. При наличии на расстоянии не дальше 30 км (в соответствии с п.2.1.2 санитарных правил СП 2.4.3648-20) другой общеобразовательной организации (либо организаций дополнительного образования, среднего профессионального образования) рекомендуется организовать транспортное обслуживание (подвоз обучающихся).

2.3. В соответствии с п.2.2.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 территория образовательной организации оборудуется наружным электрическим освещением и по периметру ограждается забором. В случае отсутствия забора в здании, на территории которого проводятся учебные занятия в период капитального ремонта общеобразовательной организации, рекомендуется усилить либо организовать дополнительный контроль за пребыванием детей на территории здания временного размещения.

2.4. С учетом требований, предъявляемых к деятельности дошкольных образовательных организаций (к планировке помещений, организации питания, оснащению туалетных комнат и т.д.), регламентируемых санитарными правилами СП 2.4.3648-20, рекомендуется осуществлять перевод в дошкольные образовательные организации на период проведения капитального ремонта обучающихся начальных классов (при отсутствии иных, соответствующих нормативам, вариантов перевода обучающихся на период проведения капитального ремонта).

2.5. Рассмотреть возможность частичной организации образовательного процесса в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2.6. Предусмотреть механизмы обеспечения обучающихся горячим питанием в зданиях/помещениях временного размещения.

3. Рекомендации по организации образовательного процесса в период проведения капитального ремонта или реконструкции здания образовательной организации в порядке перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности

В соответствии с пунктом 1.7 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается. Пунктом 3.4.11 санитарных правил СП 2.4.3648-20 установлено, что при размещении общеобразовательной организации в приспособленном здании (на период ремонтных работ или строительства нового здания) обеспечивается наличие следующего минимального набора помещений: учебные кабинеты, помещения для организации питания, административно-хозяйственные помещения, санузлы.

Согласно статье 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, осуществление функций и полномочий учредителей, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов. Таким образом, решение о проведении ремонтных работ принимается в порядке, установленном муниципальным правовым актом.

Статьей 34 Федерального закона предусмотрена обязанность учредителя и (или) уполномоченного им органа управления указанной организацией обеспечить перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности.

Порядок и условия осуществления такого перевода установлены Приказом Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности" (далее - Порядок).

Порядком регламентированы порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, которым не предусмотрены условия временного перевода обучающихся из одной общеобразовательной организации в другую. Однако все чаще возникают ситуации, когда необходим временный перевод обучающихся, в том числе в случае проведения капитального ремонта или реконструкции здания образовательной организации.

В этом случае учредитель, согласно сведениям, содержащимся в Реестре организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, осуществляет выбор образовательной организации (в случае большого количества обучающихся - несколько образовательных организаций), в которую будут переведены обучающиеся из организации, в которой будут проводиться капитальный ремонт или реконструкция. Учредитель запрашивает выбранные из Реестра образовательные организации о возможности перевода в них обучающихся.

Руководители указанных организаций в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего запроса письменно информируют о возможности перевода обучающихся.

Учредитель образовательной организации, в которой будет проведен капитальный ремонт или реконструкция (далее - исходная организация), должен обеспечить перевод совершеннолетних обучающихся с их письменного согласия, а также несовершеннолетних обучающихся с письменного согласия их родителей (законных представителей) в образовательную организацию, имеющую возможность осуществить образовательный процесс для обучающихся исходной образовательной организации.

Исходная организация доводит в течение 10 дней до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) полученную от учредителя информацию об организации(ях), реализующих соответствующие программы, которые дали согласие на прием в порядке перевода обучающихся из исходной организации.

Исходная организация после получения письменного согласия совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на перевод в принимающую организацию(ии) издает распорядительный акт об отчислении в порядке перевода с указанием основания такого перевода.

В случае отказа от перевода в предлагаемую принимающую организацию совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося указывают об этом в письменном заявлении. Учредитель в индивидуальном порядке решает вопрос о переводе обучающегося, родители (законные представители) которого не дали согласие на перевод в предлагаемые образовательные организации.

Исходная организация после издания распорядительного акта об отчислении в порядке перевода передает в принимающую организацию(ии) списочный состав обучающихся, согласие на перевод, личные дела обучающихся и, в случае перевода в течение учебного года, документы, содержащие информацию об успеваемости обучающихся в текущем учебном году (выписку из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

На основании представленных документов принимающая организация издает распорядительный акт о зачислении обучающихся в принимающую организацию в порядке перевода с указанием исходной организации, в которой он обучался до перевода, класса, формы обучения.

Личные дела обучающихся, принятых в порядке перевода из образовательной организации, прекратившей образовательную деятельность вследствие капитального ремонта или реконструкции, хранятся отдельно от остальных личных дел обучающихся.

В случае если возможности для перевода в образовательную организацию(и), осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, нет в связи с отсутствием свободных мест в принимающей организации(ях), учредитель принимает решение организовать образовательный процесс в имеющемся в распоряжении муниципалитета свободном здании, приспособленном для осуществления образовательного процесса.

В этом случае образовательная организация будет временно осуществлять образовательный процесс по другому адресу.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Для переоформления лицензии образовательной организации необходимо подать заявление и комплект документов в лицензирующий орган, предварительно обратившись в Роспотребнадзор для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по новым адресам мест осуществления образовательной деятельности. Эти действия надо осуществить заблаговременно, сразу же после получения решения о капитальном ремонте или реконструкции образовательной организации.

При организации перевода в конкретную образовательную организацию необходимо учитывать требования к количеству обучающихся в классе, которое определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося и требований к расстановке мебели в учебных кабинетах.

Согласно пункту 3.4.14 санитарных правил СП 2.4.3648-20 площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом:

- не менее 2,5 м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее 3,5 м на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости от нозологической группы:

для глухих обучающихся - 6 человек,

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек,

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек,

для слепых обучающихся - 8 человек,

для слабовидящих обучающихся - 12 человек,

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек,

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 15 человек,

для обучающихся, имеющих задержку психического развития, - 12 человек,

для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 12 человек,

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек,

для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития) - 5 человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»